Развлечение

Как Церковь относится к развлечениям?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему Церковь подозрительно относится к развлечениям, ведь они приносят человеку радость? Что есть истинная радость? Каковы причины истинной, настоящей радости? И в чем разница между радостью и развлечением?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Что должно быть причиной радости? До сих пор я считал, что уже сама жизнь — достаточный повод для радости. Если человек, чтобы почувствовать радость, вынужден разгонять себя допингом (пиво, дискотеки, девочки, кино, вечеринки), то не свидетельствует ли это о том, что он (человек) разучился радоваться жизни самой по себе и стремится компенсировать это с помощью развлечений? Поэтому давайте договоримся о терминах: развлечение (расколбас, кайф) — это одно, радость — это другое.

Развлечение — суррогат, заменитель радости. Он как-то заполняет пустоту внутри человека, но не насыщает его. Самые успешные, самые богатые люди, в распоряжении которых масса развлечений и «радостей», неизбежно, пресытившись, разочаровываются в них, а заодно и в самой жизни, впадают в затяжные депрессии, становятся постоянными клиентами психиатров, а то и более радикально сводят счеты с жизнью, как будто смерть может решить все проблемы. Такие случаи не так уж редки. Это что — плоды радости?

Блез Паскаль, великий ученый, сравнивал жизнь человека с движением к пропасти. Человек знает, что впереди его ждет неизбежная смерть, к которой он неумолимо приближается, как к пропасти. Однако, приближаясь к ней, он держит перед собой и постоянно меняет различные картинки, чтобы создавалось впечатление, что все хорошо. Человек боится оторваться от развлечений, боится остаться один на один с мыслью о неизбежности смерти. Так что в основе тяги к развлечениям лежит страх (какая уж тут радость!) перед реальностью.

протоиерей Александр ЛебедевНастоящая же радость рождается в человеке от приближения к Богу, потому что Он — источник всякой радости. Эту радость можно ощутить, совершая искренний бескорыстный поступок, от всего сердца отдавая что-то свое другому, примиряясь с человеком, прощая обиду. Все это приближает нас к Богу. Эту радость можно ощутить в молитве, в благодарности Богу, в примирении с Ним в исповеди, в искреннем служении Ему и, наконец, в Таинстве Святого Причастия. Ко всему этому призывает Церковь каждого человека.

Такой опыт радости (в разной мере и степени) имеет, за очень редким исключением, каждый церковный человек. Именно опытное знание того, что в Церкви возможна настоящая радость, дает решимость и силы исполнять довольно нелегкие церковные предписания.

Люди со стороны со страхом смотрят на «все эти посты, молитвы, службы», считая исполнение их чем-то недостижимым. Церковные же люди знают, что за всем этим стоит и со всем этим связана радость, поэтому и церковная жизнь им не в тягость.

Вот и получается, что «пиво, девочки» – лишь видимость радости, за которой скрывается разочарование, страх и пустота. И аналогично: жизнь Церкви лишь с виду трудна и скучна, на самом деле за этим скрывается радость настолько глубокая, что Спаситель сказал однажды об этом состоянии человека: «Радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин. 11, 22). Так что Церковь подозрительно относится к развлечениям потому, что они лишают человека возможности испытать настоящую радость».

Окончание

 Предлагаем также другой материал по данной теме:

Можно ли играть в карты?

Давайте выпьем – документальный фильм

Окончание

 << На главную страницу             Вопросы священнику >>