Старец Паисий о духовном чтении
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Чтение духовных книг, незаменимое душеполезное занятие, которым нужно чаще упражняться.
К сожалению, среди православных людей немало найдутся таковых, которые пренебрегают духовным чтением, полагаясь лишь на утренние и вечерние молитвы. Молитва же должна быть не только сердечной, но умной, то есть, читаемая умом, а не лишь – языком.
И как же можно понять смысл молитвы умом, если мы не будем читать духовных книг: Евангелие, Ветхий Завет, поучения Святых Отцов? Именно в духовном чтении мы можем увидеть многие разъяснения к молитвам.
Ниже мы публикуем поучение Старца Паисия Святогорца о важности и необходимости чтения духовных книг.
– Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обеспокоенность?
– Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит «Христос». [После того, как они] немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: «Помоги мне». И что тогда говорить профессору? Что «один плюс один равняется двум»?
А бывает еще, что приходят люди, не имеющие в себе доброй обеспокоенности, и говорят: «У меня, отец, проблем нет, все прекрасно, так просто зашел посмотреть на тебя». Но человек никогда не может сказать, что у него нет никаких проблем. Что-то [все равно] есть. Борьба за духовную жизнь не заканчивается никогда. Или как некоторые мне говорят: «Скажи нам что-то духовное». Все равно что прийти к бакалейщику и сказать: «Дай нам товары». Тут тебе и бакалейщик растеряется. Не просят чего-то определенного: столько-то риса, столько-то сахара и т.д., а говорят «Дай нам товары». Или все равно что к фармацевту прийти и сказать: «Дай нам лекарства», не объяснив, чем они больны, ходили ли к врачу и что им сказал врач. Попробуй тут разберись! А тот, у кого есть духовная обеспокоенность, понимает, чего ему не хватает, ищет это и получает пользу. Я когда был новоначальным и читал какую-то книгу – переписывал ее, чтобы не забыть, и старался применить прочитанное на практике. Я читал не для того, чтобы приятно проводить время. Во мне была добрая обеспокоенность, и когда я чего-то не понимал, то спрашивал, чтобы узнать [правильный смысл]. Я мало читал и много испытывал себя прочитанным. «Где я нахожусь? Что делаю?» – я сажал себя на скамью подсудимых, не давал чтению беспошлинных прав [на вход в одно ухо и выход из другого].
Сегодня люди от многого чтения доходят до того, что становятся [подобными] магнитофонам и забивают свои кассеты ненужными вещами. Однако, по святому Исааку, «учение без деяния есть залог стыда». Точно так же многие интересующиеся спортом, сидя на диване, праздно читают спортивные журналы и газеты – сами при этом могут быть как телята, а спортсменами восхищаются. «Ух – говорят, – это поразительный спортсмен, молодчина», а сами при этом не потеют и собственного веса ни на один килограмм не убавляют. Читают-читают о спорте, при этом валяются на диване и получают не пользу, а одно только удовольствие от чтения. Из мирских одни читают газеты, другие приключенческие романы, третьи смотрят, как играют на стадионах, и так [все] эти люди проводят свое время. То же самое делают некоторые из читающих духовные книги. Они могут ночами не спать, читать эти книги запоем и получать удовольствие. Берут духовную книгу, усаживаются поудобнее и читают. «Я получил пользу», – скажет кто-то из них. Скажи лучше, что ты получил удовольствие, что приятно провел время. Потому что это не польза. Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе. «О чем говорит то, что я читаю? Где я духовно нахожусь? Что мне следует делать?» И потом чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть [за это] ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие. Плохо, если у читающего крепкая память, и он многое запоминает. Говорить он тоже может многое и обманывать себя, считая, что применяет прочитанное к своей жизни. Таким образом и в себе и в других он вызывает ложные чувства. Поэтому не успокаивайте свой помысл многим чтением. Возьмитесь за применение [прочитанного]. Многое чтение дает образование энциклопедическое – так, что ли, говорят?
– Да, Геронда.
– А задача в том, чтобы образовать себя богоцентрично. Я не собираюсь становиться университетским профессором и не обязан знать многого. Приобретя же богоцентричное образование, я в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области. Ясно?
– Полезно ли в случае рассеянности сконцентрироваться на чтении?
– Да, надо немножко почитать что-то очень сильное, для того чтобы согрелась душа. Попечения и заботы покроются прочитанным, и ум перенесется в область божественную. Иначе ум уходит в те дела, которыми он занимался большую часть времени.
– Геронда, а когда кто-то устал или расстроен и хочет почитать что-то легкое: какой-нибудь рассказ, повесть и тому подобное?
– Разве нет никакой духовной книги, пригодной для такого случая? Цель не в том, чтобы человек забыл свое расстройство, а в том, чтобы он от него избавился. Художественная литература избавления не дает. Ни романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни. Даже духовные журналы часто приносят христианам вред, возбуждая глупую ревность и вызывая смущение. Будьте внимательны: не читайте в свободное время лишнего. Читать книги определенного рода – это все равно что набивать свой желудок жиденькой похлебкой из тыквы, все равно что рыться в стоге соломы в поисках одного пшеничного зернышка. «Да, – говорят некоторые, – но от такого чтения я отдыхаю». Да как же ты отдыхаешь, голубчик, когда у тебя от этого «чтива» заморочена голова и режет глаза?
Лучше уж [тогда] поспать, для того чтобы отдохнуть. Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние. Человек очень мирской будет читать безнравственные журналы. Не очень мирской будет читать журналы не такие грязные или газеты. Тот, кто ходит в церковь, – духовные издания, современные духовные книги или святых отцов и так далее.
– Геронда, какие духовные книги помогают больше всего?
– Очень большая польза от различных святоотеческих книг, которые в наши дни издаются, слава Богу, тысячами. В этих книгах можно найти то, к чему ты стремишься, в чем ты нуждаешься. Они – подлинная духовная пища, они безопасно ведут по духовному пути. Однако для того, чтобы они помогли, их должно читать со смирением и молитвой. Святоотеческие книги подобны томографии: подобно тому как на томографии запечатлевается телесное состояние человека, так в духовных книгах – его духовное состояние. В каждом предложении святоотеческих текстов кроется не один, а множество смыслов, которые каждый понимает в соответствии со своим духовным состоянием. Хорошо бы читать сами тексты, а не переводы, потому что переводчик изъясняет оригинал в соответствии с собственной духовностью. Но в любом случае для того, чтобы уразуметь святых отцов, надо сжать себя, сконцентрировать ум и жить духовно, ибо святоотеческий дух воспринимается только духом. Особенно сильно помогают подвижнические слова аввы Исаака Сирина, но читать их необходимо по чуть-чуть, чтобы пища усваивалась. «Эвергетинос» – это великое благодеяние, поскольку [через него] можно познать весь святоотеческий дух. Эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми страстями по порядку, душа познает то, как трудились отцы, и получает пользу. Также и жития святых: это освященная история, и поэтому они весьма помогают, особенно детям. Но не следует читать их, как сказки.
Для того чтобы стяжать благоговение, нет нужды иметь много знаний. Если размышлять над тем малым, что мы знаем, то сердце заработает. У кого-то от одного тропаря все внутри переворачивается, а другой знает все наизусть и ничего не чувствует, потому что движется вне духовной действительности. Итак, читайте отцов, хотя бы одну-две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие.
Чтение светской литературы удаляет от Бога
<< Духовное чтение На главную страницу >>
Добрый день! Подскажите, есть ли в Белгородской области, или в ближайших областях, старец, к которому можно было бы обратиться за советом и поддержкой. Спасибо!
Екатерина, здравствуйте!
К сожалению, мы не можем дать Вам положительный ответ на Ваш вопрос.
В наше время, такое явление, как старчество, весьма редкое.
А вот младостарчество, или ложное старчество – бывает во многих местах…
Нужно быть крайне осторожным в поисках старца.
А еще лучше, пойти в храм к священнику, и поговорить с ним, открыть свою душу. И батюшка даст Вам необходимые и нужные советы.
Желаем Вам помощи Божией и Ангела Хранителя!
Все слова старца сказаны прямо в точку…истина. Спаси Господи! Вы помогли мне очень.Слава Тебе Господи во веки.
Да, слава Богу, и здесь мы услышали, что основная духовная литература – переводы. А смысл подлинника всегда настолько широк и глубок, что при переводе часть его неизбежно теряется. И почти всегда дошедшее до нас – это во многом результат собственных взлядов и понимания переводчика, а также глубины владения его языками как подлиннка, так и русского или церковно-славянского.
До сих пор сотни специалистов по древним языкам трудятся над переводами и уточнениями неясных мест из духовных книг. И открывают очень важные, прежде не осмысленные знания. Бывает, что открываются и имеющие хождение ошибочные взгляды. Широкое, глубокое знакомство с наследием в этом случае даёт некоторую гарантию для нас избежать последствий ошибок, а при уточнящих переводах – удостоверяться в правильности порою неожиданных выводов.
Но всё это достигается при очень твёрдом, направленном чтении – в сущности – изучении. Прочтение поверхностное, “всё подряд”, в лучшем случае может лишь создать положительный общий настрой; духовного же понимания, постижения, которое могло бы повлиять на наше мировоззрение и даже мироощущение – этого не произойдёт. а значит и жизнь человека при таких чтениях к лучшему не поменяется.
Тимофей, Вы затронули болезненную тему церковных книг со старыми переводами.
Да, в них есть изъяны, но не настолько большие, чтобы общий смысл книги перевода – кардинально отличался от источника.
Евангелие, Псалтырь, а также Жития Святых(написанные свт. Димитрием Росстовским сравнительно недавно, а значит, без каких-либо опечаток) – сии книги являются главными в Духовном чтении. Также и Библия, которая была откорректирована в 19-20 веках, не имеет никаких отклонений от греческого образца. Этих книг вполне достаточно для перемены жизни человека в лучшую сторону.
Другое дело, наследие Святых Отцов III-X веков. Да, есть некие отклонения в переводе. Но, повторюсь, не настолько глубокие, чтобы не поменять жизнь человека к лучшему.
Также не стоит забывать наставления таких мудрых учителей Русской Церкви, как свт. Фефан Затворник, свт. Тихон Задонский, свт. Илларион Верейский и др.
Думаю, что Вы согласитесь, в том, что было бы желание у человека творить духовный труд – читать духовные книги для пользы своей души (а не для превозношения над другими своей грамотностью), и Господь вложит нужные книги для духовной пользы.
Так же, как в любом освоении: уровень читаемого должен соответствовать уровню освоенного. Ни более низкий, ни более высокий не то что не полезны – иной раз даже и вредны, т.к. либо наскучат, либо будут неверно поняты. Увы, в духовной области подобная опасность даже выше, чем в иных областях. Этого касался, как помните, а.Дорофей. -И это-то было так давно, даже когда ещё не было всего этого ветвистого древа духовных исследований. Вот насколько такая опасность явна. Так что для личного спасения и здесь есть риск – впрочем, как любая, данная нам свобода, данная даже Самим Господом. Часто ведь человек блага этого дара не оправдывает… Но в этом-то, скорей всего, проявляется Промысл, распознание которого под силу разве только очень опытному духовному отцу. Но часто ли таких встретишь. Так что рискуем же! Риск того стоит!