Папа и сын

Должен ли сын нести ответственность за отца?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Должен ли сын нести ответственность за ранее совершенные отцом поступки? Помните, как у Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Настолько ли велика власть родителей над детьми, что они могут и убить свое дитя?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Не должен и не несет. Бог справедлив и милостив. Когда за преступление одного человека несет ответственность другой, происходящее никак нельзя назвать ни справедливым, ни милосердным. Поэтому Господь так и не поступает. Вспомним: «Заповедал Господь, говоря: не должны быть умерщвляемы отцы за детей и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть» (2 Цар. 25,4).

Итак, вина за грех с одного человека на другого перейти не может. Но последствия греха могут распространяться не только на самого согрешившего. Везде и всюду происходят подобные ситуации: ошибся врач — пострадал пациент, пьян водитель — пострадал пешеход, обсчитал продавец — пострадал покупатель. Грех подобен заразной болезни: ему мало изводить одного человека, он стремится навредить всем, кому только возможно. Болезни, мы знаем, бывают наследственными, подобным же образом и последствия греха могут сказываться на детях.

Мы очень часто недооцениваем грех. Нам кажется: согрешил — ну и что, все пройдет, забудется, ничего страшного. Но нет! Грех и страдание — два конца одной палки. Если мы беремся за один конец — другой рано или поздно ударит по нам, и удар может быть настолько сильным, что скажется на наших детях, ведь они — наша плоть и кровь. И если мы заражены грехом и страданием, то дети воспримут эту заразу и тоже будут страдать.

протоиерей Александр ЛебедевА вот теперь можно вспомнить слова Библии, которые, скорее всего, и послужили основанием для вопроса: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20,5). Эти слова нужно понимать в том смысле, что Бог не Сам наказывает потомство грешника, а только попускает греху доставлять ему страдания. Не Бог, как говорится, заварил кашу, а люди, и не Он виноват, что ее приходится расхлебывать не одному поколению.

Более того, если мы дадим себе труд прочесть продолжение цитаты, то все окончательно встанет на свои места. Итак, Бог наказывает до четвертого рода, и Он же — «творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20,6).

Оказывается, Бог сокращает пагубное действие греха, которое без Егo помощи страшно подумать, как долго сказывалось бы на наших детях. Так что Бог действительно милостив.

Тарас Бульба, чьи слова процитированы в вопросе, конечно, не прав. Не прав в том, что приписывает своему поступку (казни сына) характер естественности. Убийство — оно всегда убийство. Оно всегда противоестественно. Это тяжелый грех, каким бы образом мы ни пытались его оправдать.

Не мы хозяева жизни наших детей. Когда у нас рождается ребенок, то мы не выбираем, какого он будет пола (мальчик или девочка), какого роста, какой у него будет цвет волос, глаз, на кого будет больше похож, когда улыбается: на маму, папу, тетку или дедушку. Мы не конструируем детей, а принимаем их такими, какими они рождаются. Наша роль в рождении детей сводится лишь к тому, что мы передаем им дар жизни.

Сам этот дар тоже не наш: мы ведь не сами себя родили, а получили жизнь от своих родителей. Получается, что поколения людей просто передают друг другу то, что когда-то сами получили. Мы не хозяева (в полном смысле этого слова) даже собственной жизни, не то что жизни других. Не трудно домыслить, кто же на самом деле является хозяином, вручившим нам столь бесценный подарок.

Да, это Бог. Это Он дал дар жизни первому человеку и заповедовал Адаму передавать этот дар последующим поколениям. «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою … мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 2,7;1,27-28).

Только хозяин вправе распоряжаться своим имуществом, поэтому только Бог может выбирать, кому и когда приходить в этот мир и когда его покинуть. Так что, лишая кого бы то ни было жизни, мы не только тяжко грешим против убитого, но, вмешиваясь в права Хозяина, присваивая их себе, обкрадываем Самого Бога».

Окончание

Должны ли дети расплачиваться за грехи родителей?

За какие грехи родителей Бог наказывает детей?

Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

Окончание

 << Духовное чтение               На главную страницу >>