Иисус Христос

Что значит – верить в Бога?

Добрый день, дорогие наши посетители!

То, что человек кается в своих грехах, хотя бы признавая их лишь рассудком, без какого-то особенного сокрушения, что поступки его греховны? Что делать, если человека действительно настигло ощущение легковесности своего прежнего отношения к грехам? Бывает так, что возникает желание много раз исповедовать один и тот же грех, терзаясь мыслью, действительно ли этот грех прощен. Правильно ли это? Должны ли люди прощать друг друга, и есть ли такая провинность, которую прощать нельзя? И что значит – верить в Бога?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Есть такая пословица: «Лучшее — враг хорошего». В жизни такое бывает не так уж редко: человек достиг каких-то неплохих результатов, но не захотел на них остановиться, замахнулся на большее, а достичь не смог, к тому же заодно растратил и то, что было.

То, что человек кается в своих грехах, хотя бы признавая лишь рассудком, без какого-то особенного сокрушения, что поступки его греховны, — уже хорошо. Не сразу ведь получаются фигуры высшего пилотажа, для начала необходимо хотя бы оторвать самолет от земли.

Если впоследствии, в результате своего духовного роста, человек переоценивает степень и качество своего отношения к совершенным грехам — это тоже хорошо. Но вот То, что человек кается в своих грехах, хотя бы признавая лишь рассудком, без какого-то особенного сокрушения, что поступки его греховны — неполезно.

протоиерей Александр ЛебедевА неполезно потому, что в таком случае человек рискует попасть в замкнутый круг: исповедовался, затем «переощутил» свой грех, «переисповедовался» и опять «переощутил» — и так далее. Этот процесс может стать дурной бесконечностью, ведь в деле духовного роста нравственное чутье человека неизбежно все более и более заостряется. К тому же такое замыкание исповеди на прошлом отвлекает внимание от настоящего, и человек (так довольно часто в этом случае происходит) исповедует и переисповедует грехи прошлого, не замечая грехов нынешних. A это все равно что вспоминать и анализировать прошлогодние прополки огорода вместо того, чтобы прямо сейчас закатать рукава и вытаскивать сорняки. Нужно ли говорить, что в таком случае мы рискуем остаться без урожая.

Но что же делать, если человека действительно настигло ощущение легковесности своего прежнего отношения к грехам? Каяться. Но не переисповедывать совершенные грехи, а просить у Бога прощения за свое легкомысленное отношение к содеянному, за духовную черствость, за состояние, как говорится в церковных книжках, «окамененного бесчувствия».

Вера в Бога подразумевает и всецелое доверие Ему, в том числе доверие силе Его прощения, осознание огромного, бесконечного масштаба Его милости.

Господь установил в Своей Церкви Таинство Исповеди, в котором происходит прощение грехов и очищение души силой Божественной милости. И сомневаться в этой силе — значит сомневаться в Боге. Поэтому сомнения в прощении Богом моего греха — от лукавого.

Говорят, что дьявол губит человеческие души двумя способами. Прежде сотворения греха он рисует его (грех) – в мысленном взоре искушаемого человека, как нечто незначительное, простительное — так он подталкивает человека к нарушению заповеди. Когда грех совершен, тактика меняется: теперь дьявол внушает человеку, что совершенный им грех очень велик и прощения ему нет, и не пуститься ли теперь во все тяжкие — все равно погибать. Нельзя поддаваться действию лукавого, нельзя сомневаться в действенности Исповеди.

В храме, исповедьСомневается в силе Божественного прощения тот, кто имеет смутное представление о том, что такое прощение, кто сам не склонен прощать другим обиды. И для того, чтобы такие сомнения преодолеть, достаточно просто понудить себя простить своих обидчиков. Простит человек обиду раз, другой, и поймет: если это получается у меня, так неужели у Бога на это сил не хватит? Хватит, и с избытком.

Однако уверенность в могущественной силе милости Божией не должна служить причиной легкомысленного отношения к своим грехам: мол, Бог добрый — все простит. Простить-то простит, но это не значит, что грех проходит бесследно.

К примеру, родители запретили ребенку гулять без шапки, тот не послушался и заболел. Родители его поругали, но — куда деваться? — простили. Все вроде бы замечательно, конфликт исчерпан, но болезнь-то осталась, и какое-то время ребенок провел в постели, а в будущем, из-за такого детского легкомыслия, стали возможны хронические заболевания и их осложнения. Так вот и грех может иметь, и чаще всего имеет, последствия, в том числе далеко идущие. Память об этом должна служить противовесом беспечности по отношению к совершенным грехам.

Господь сказал: «Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши, Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11,25-26). Наше спасение напрямую зависит от того, умеем ли мы сами прощать. Не простить, выходит, себе дороже.

Однако жизнь порой ставит нас в сложные условия. Всепрощение грозит стать равнодушным потакательством злу: если мы простим и не будем останавливать, например, наглеца, то от его наглости будут страдать многие, не только мы. Так что все обиды, которые касаются лично нас, мы должны прощать. Если же мы сталкиваемся с таким положением дел, в котором появляется возможность пострадать другим, то от их лица мы прощать не можем.

Тот и другой случай можно пояснить на примере известных русских святых. Преподобный Серафим Саровский хотя и обладал значительной физической силой, не сопротивлялся разбойникам, покалечившим его, и даже запретил кому-либо наказать их. Такова была сила его прощения. Другой святой — благоверный князь Александр Невский не стал прощать шведов, вторгшихся на его (и нашу) землю, а сам непосредственно проливая их кровь, наказал, чтобы впредь неповадно было. Оба поступали правильно, оба святы.

прощениеПризыв «не противься злому» святыми Отцами всегда воспринимался и толковался, как призыв к прощению именно личных обид. На это наталкивает одна любопытная деталь в словах Спасителя. Приведу их полностью: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,38-42).

Замечательно, что пострадавшая щека – правая, в таком случае ударивший должен наносить удар тыльной стороной ладони. То есть это пощечина, оплеуха, не удар в драке, не побои, а скорее знак презрения, нанесение оскорбления, обиды. Причем личной обиды, ведь кроме потерпевшего никто в этой ситуации не пострадал.

Так что в случае личных обид уместнее не вставать в позу, а стремиться к прощению, примирению, сохранять открытость. Любой из нас из своего обычного житейского опыта сможет вспомнить множество ситуации, подтверждающих это».

Окончание

Любовь выше, чем вера?

Для чего мы ходим в Храм?

В чем смысл жизни?

Заглавие

 << На главную страницу             Вопросы священнику >>