Духовное чтение

Избранные изречения старца Амвросия. 2-я часть

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Назидания Святых Отцов — это самая сладкая пища для нашей души!

Имея большой опыт духовной жизни, Святые Отцы часто им делились, поучая своих духовных чад добродетельной христианской жизни.

Ниже мы размещаем 2-ю часть избранных изречений преподобного старца Амвросия Оптинского в составлении схиархимандрита Иоанна (Маслова), в которой речь пойдет  о жизни, любви, милостыни и других важных аспектов христианской жизни:

Письмо, заглавие

Жизнь. Как жить?

На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».

Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».

Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения в страхе Божием и, сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слово «сплетня» для него и существовать не будет.

На вопрос, как жить, батюшка отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

«Смотри Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Письмо, заглавие

Зависть

Нужно заставить себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Письмо, заглавие

Заповеди

Один раз старец, объясняя слова ап.Иакова «Не мнози учители бывайте», — сказал: «Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать».

Письмо, заглавие

Искушения

Некто говорил о.Амвросию: «Когда в грубые искушения впадаю, то прихожу в уныние и даже отчаиваюсь». Батюшка ответил: «Когда о.игумен Антоний был болен, то перед его смертью мы с о.Климентом приходили к нему. О.Климент в это время о ком-то сомневался, а о.игумен говорил: не надо отчаиваться ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись».

Письмо, заглавие

Козни врага

«На хребте моем делаша грешницы». Враг нападает на человека страстями, и человек делает все, что ему враг внушает, и все это на его спине отзывается.

Враг борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеяностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик».

О людях, исполняющих волю диавола, батюшка рассказывал: «Однажды некий монах увидел врага (диавола), что тот сидит и болтает ногами. Монах спрашивает: «Что же ты ничего не делаешь?» Враг отвечает: «Да мне ничего не остается делать, как только болтать ногами, — они (люди) лучше меня все делают».

Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на страшном суде Божием обвинить человека.

Раз батюшка говорил: «Паук ленивый, сидит на одном месте, ниточку выпустит и ждет; как попадется муха, сейчас ей голову долой. А муха-то жужжит. Так и враг всегда протягивает сети, и как кто попадется, сейчас голову долой». Потом батюшка обратился к кому-то и говорит: «Смотри, не будь мухой, а то так же зажужжишь».

Письмо, заглавие

Крестное знамение

Как велика сила крестного знамения? Один любил выпивать. И вот однажды в таком виде заблудился где-то, и представилось ему, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водку и предлагает выпить. Тогда он говорит этому: «Подержи пока стакан, а я перекрещусь». И только что осенил себя крестным знамением, как все пропало, и вдали залаяла собака. Он очнулся и видит себя в непроходимом болоте, в водовороте и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда.

Когда в мирском доме бываешь: то как в дом войдешь, в первой комнате креститься три раза; а в другую комнату (перейдешь), можно один раз. А когда обедать сядешь, за первым кушанием только один раз перекреститься, и на весь обед.

Одна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась креститься в мирском доме, чтобы не увидали. На это он привел следующий пример: «П.В.С-н была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка Макарий благословил ей креститься. Она и думает: креститься нельзя и не креститься не хочется, — и не стала пить. Так и ты, не хочешь креститься, то и не пей чаю».

Письмо, заглавие

Лицемерие

Многие из подражания другим отреклись от веры в Бога. Один так-то не верил в Бога, а когда на войне на Кавказе пришлось драться, то он в самую страшную минуту, когда кругом летали пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас». А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ними, то он отрекся, говоря, что этого не было. Рассказавши про это, батюшка прибавил: «Лицемерие хуже неверия».

Письмо, заглавие

Любовь

Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.

Преподобный Амвросий ОптинскийЛюбовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.

«Любовь, — говорил раз батюшка словами апостола, — все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не завидует».

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедай это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет.

Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться; а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: «Господи, прости мне!» Господь один силен вложить в сердце человека любовь.

Любить надо, а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но если ты, говорит Господь, любишь отца, или матерь, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть Моим учеником. Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь.

Когда батюшку попросили объяснить, что значит: «Аще враг твой алчет, ухлеби его, углие огненное собираешь на главу его», — он ответил: «Углие огненное на главе означает ум. Когда ухлебишь врага, то ум его согревается к тебе любовью».

Письмо, заглавие

Мир душевный

«Батюшка! — спрашивали некоторые, — отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал на это словами псалма: «Мир мног любящим закон Твой».

Сказано: «Любящим Бога, вся поспешествует во благое». И в другом месте: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». А если «несть мира в костях наших, то явно что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее».

Отвечая одной монахине, почему в ее келии нестроения, о.Амвросий писал: «Во-первых, от душевного врага, который считал своим делом всех и все путать, во-вторых, от человеческого самолюбия и человеческого малодушия и нетерпения».

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает богодухновенный пророк Давид, глаголя: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить закон Божий и постараться исполнить евангельские заповеди, означенные у евангелиста Марка, от начала 5-й главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного.

Послушай сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна!»

«Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т.е. и земного, и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением».

«Будем искать утешения и отрады в едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема: все человеческое кратковременно и переходящее, хотя по видимости своей и привлекает, но обманчиво. Внимание человеческое никого надолго не успокаивает, а только польстит, поманит, а после всегда оканчивается неприятностью и раскаянием; только мы хорошенько в это еще не всмотрелись, а потому и увлекаемся видимостью».

Когда говорили батюшке, что ему не дают покоя, он отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со святыми упокой».

Письмо, заглавие

Милостыня

Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню, одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, — той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок».

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Св. Димитрий Ростовский пишет: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Окончание

Избранные изречения старца Амвросия. 1-я часть

Конец

<< Духовное чтение              На главную страницу >>