Где Бог, Небо, звезды

Почему столько зла в мире? Где же Бог?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня, в рубрике «Вопросы священнику», мы опубликовываем весьма весьма острый вопрос, заданный протоиерею Александру Шаргунову А. Г. Быковым из города Санкт-Петербурга:

— Французская писательница Франсуаза Саган, очень популярная в 60-е годы прошлого века, на вопрос о вере в Бога ответила: «Мне об этом ничего не известно. И это нисколько не волнует меня. Потому что когда я вижу в мире столько зла, я вынуждена сказать, что если Бог существует, то Он или не добр, или Он безсилен. И в обоих этих случаях Он не может интересовать меня». Наверняка, её устами говорят миллионы современных людей. Что бы Вы могли им на это ответить?
И ещё вопрос. В Ветхом Завете показана немыслимая жестокость по отношению к языческим народам богоизбранного народа, действующего от имени и по повелению Бога. Как это объяснить?

— Мне уже приходилось отвечать на такой вопрос, — пишет о. Александр. — Так глубоко было поражение смертоносным грехом язычников, что была реальная опасность заражения им всего рода человеческого. Исчез бы остаток, хранящий верность Богу. И тогда не было бы Пречистой Девы Марии, благодаря Которой Бог смог воплотиться. Апостол Пётр говорит, что Бог сошёл во ад проповедовать спасение тем, кто во времена Ноя отвергал Бога, предпочитая жизнь во грехе. Теперь же им даруется возможность спасения. Это образ спасения всечеловеческого масштаба. Каким бы страшным ни было наказание, Бог попускает его ради нашего блага. Беда в том, что те, кто в Ветхом Завете совершал это ради исполнения благого и таинственного Совета Божия, теперь делают то же самое без всякой веры в Бога.

Протоиерей Александр Шаргунов

Что сказать о растерянности и неверии французской писательницы? Перед лицом возрастающих ужасов в нашем мире, не искушаемся ли мы сами мыслью, что Бог нисколько не интересуется нашей планетой? Нет, Евангелие и жизнь святой Церкви ясно показывают нам, как сострадателен наш Спаситель к человеческому горю. Он не безсилен, но Он ничего не делает без участия человека. Чтобы разрешить многие неразрешимые проблемы нашей планеты, необходимо соработничество Бога и человека.

Потрудитесь открыть Евангелие, перелистайте его страницы, и вы увидите огромное сострадание, безмерную жалость Господа к толпам, которые ждут всего от Него. Нет, Бог абсолютно не знает безразличия. И Он любит тех, кому Он может дать больше всего, – будь они чисты, как девственник апостол Иоанн, или осквернены грехом, как Мария Магдалина. Он плачет, как плакал некогда над Иерусалимом, при виде сорока шести миллионов беженцев в мире (такова официальная статистика ООН), лишённых крова. И среди них – сотни тысяч, бегущих из осатаневшей Украины.

Мы ничего не можем без Бога, но и Бог не хочет ничего делать без нас. Всегда в Евангелии Христос требует хотя бы малого участия с нашей стороны, прежде чем ответить великим даром. Всем Своим святым Он говорит: «Я создал вас без вас, но Я не спасу вас без вас». И святые из своего благодатного опыта свидетельствуют: «Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает навстречу нам десять шагов». Есть такая замечательная русская пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Разумеется, не в том смысле, что Бог Богом, а мы должны делать свои земные дела. А в том, что Бог ждёт от нас искренних и серьёзных усилий в исполнении Его благой воли.

Мы чувствуем себя безсильными перед огромным несчастьем мира. Так же, наверное, чувствовали себя апостолы, когда Христос повелел им накормить многотысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Но Бог показывает нам: если люди хотят поделиться с другими тем, что нужно им самим (или хотя бы своими излишками), Он сделает остальное и чудесно умножит наши скромные дары. Бог всегда: и сегодня, и вовеки Тот же. В Ветхом Завете и тем более в Новом, где Он умирает на Кресте за нас, чтобы мы были всегда живыми. Кто изнемогает от отчаяния, пусть молит Бога о даре понять самое простое и самое существенное. Может быть, и ему, подобно пророку Илии, дано будет убедиться, как действует Бог, когда человек (вспомните вдову в Сарепте Сидонской) готов отдать всё, что у него есть, Богу и другому человеку.

окончание

Что значит – верить в Бога?

Побеждай зло добром!

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>