Суворов, храм, крестьяне

ДУХ СУВОРОВА. Владимир Мусин

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Одним из самых талантливых и гениальных полководцев мира (если не самый гениальный и талантливый) – является наш соотечественник, глубоко верующий и человек – Александр Васильевич Суворов!

С его именем связаны удивительные победы, непревзойденные маневры, и, конечно же – победный боевой дух!

Солдаты любили его как родного отца. И, наверное, потому, что он и был им как родной отец, который участливо воспитывал в них дух веры православной, любовь к Отечеству и ответственность за своего боевого товарища.  

Воспитание же было построено на незыблемом фундаменте – личном примере! Во всем и везде Александр Васильевич был первым: вставал всех раньше; выполнял рядовые зарядки; был одним из первых в сражении; и первый съедал солдатскую кашу, разделяя стол со своими подопечными.

Вера сего человека была незримо глубока! Ежедневно проводил он не по одному часу за молитвой. Жил для Отечества, был поглощен этой святой идеей без остатка, потому и грехов особых не делал. Не смотря на частые походные условия, строго соблюдал церковные посты. Храни в своем сердце Истину православной Веры.

Под конец славной и бравой жизни Господь послал ему самое сложное испытание — сражение с человеческой слабостью. Попав в опалу императора Павла, Суворов оказался в ссылке, где успешно боролся с одиночеством, сохраняя бравый дух и горячую веру в Того, Кому было виднее, какую дать оконцовку его земной жизни.

Владимир Константинович Мусин написал очерк об этом великом человеке, о последнем этапе жизни А.В.Суворова, который мы ниже прилагаем для вдумчивого прочтения:

окончание

6 (19) февраля 1797 года — чёрный день в жизни великого полководца: Суворов отстранен от должности и отставлен от службы без права ношения мундира. Начинается длительная «павловская» опала генерал-фельдмаршала со ссылкой в Кончанское. Да какой ссылкой! Под надзором и ограничением встреч и передвижений, с контролем и перехватом переписки. И кто вершит-то всю эту жалкую мерзость по отношению к такому великому человеку, так много сделавшему для Родины, прославившему её, снискавшему такую любовь в народе?!

…Посещая места, связанные с важными событиями в жизни великих людей нашего Отечества, побывал я в Кончанском-Суворовском. Каждое подобное посещение не оставляет равнодушным, но приносит что-то, требующее осмысления и выражения. Поэтому появляются заметки, фотокомпозиции, стихи. Это тем более полезно, что всё это представляется молодым людям, чтобы оно впечатлило, затронуло их умы и сердца, побудило к действию.

Суворов в ссылке

Молясь остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Суворов был необъяснимым чудом.
Байрон

Многое удивляет в биографии Суворова. Чувствуется при этом главный вопрос: что же неизменно обеспечивало победу, что неоднократно спасало этого человека в таком множестве безвыходных ситуаций? Обеспечивало настолько, что в миру за ним даже закрепился образ некой «выручалочки». Конечно же — это Дух Истины, тот самый, через которого человек обретает и мудрость, и удачу, и здравие. Всё в Суворове выдаёт присутствие этого духа.

Да, Суворов — это то самое, настоящее «присутствие Духа», духа чистого, не омрачённого, не искажённого скорбями и злобой материальных обстоятельств, но ясного, действенного, ведущего. Духа ведущего, в сочетании с адекватным реальности восприятием, с высоким умением и чутьём. И только такой духовный склад может быть победным. Таким он был и у каждого из наших великих воинов, не знавших поражений: у Невского, Ушакова, Жукова…

Предупреждает ведь Писание: «Смотрите же, не ужасайтесь». Предупреждает чтоб не теряли мы чистого духа связи со Истиной. Она же — сопричастна Господу. С Ним же, с Нею исполняется всё правое. Так что это предупреждение означает — не подпортите присущего Духа Истины, а ещё — не наплодите грязненьких, неверных душков, ведущих к беде.

Когда и какими обстоятельствами такое было дано Суворову, дано в такой мере, что всю жизнь действовало безотказно как присущее свойство? Верно столь душа его была открыта, чиста и обращена ко Господу, к Истине. Как такое случается, в чём в ранней жизни проявляется? Работает ли оно и после ухода человека из жизни?

Как же этот чистый светлый Дух Истины, веющий над героями, уживается с их кровавым, жестоким поприщем военного служения? Война сопряжена с духом жестокого, свирепого, безжалостного убийства и уничтожения, с глухотой и ненавистью к человеку. Не щадить ни себя, ни врага — вот залог победы, как учил сам же Суворов. Быть совершенным, умелым, безжалостным в кровавом деле войны, иметь эти качества в постоянной готовности и проявлять их — таков военный дух победоносных полководцев, таким духом они заряжают и своих бойцов.

Да, война — это жестокая, безжалостная работа. Но эта работа, подчинённая высшему смыслу служения Отечеству, своему народу во спасение от врага, посмевшего поднять меч. Такая работа вершится твёрдо и точно, как работа хирурга, которому нельзя быть сентиментальным, иначе… Смерть, разрушения, страдания, страх — раз уж до этого дошло, то, чтобы остановить неправое, надо самому быть азартным и жестоким, удалым мастером этой кровавой игры. И при этом необходимо уверенное осознание правоты своего дела, превосходства своих позиций над основаниями противника. Священная правота защиты Отечества и Веры связывают воина с Истиной, с Её духом. В сочетании с военным талантом и эффективным вооружением это неизбежно и приводит к победе. Это мы видим на примере великих полководцев России, не знавших поражений.

Соприкосновение со Истиной — не от мира сего. Оно странно, необъяснимо, гениально. Носители такого соприкосновения также странны и неуживчивы. Им приходится противостоять окружающим, которые от непонимания, от зависти или из боязни оказывают им сопротивление. Отчуждённые от обычного, мирского, такие люди плохо владеют техникой мирских взаимоотношений, да ещё и во враждебной среде. Они выбирают свои, доступные, кажущиеся им эффективными приёмы. При этом они вынуждены ещё и сдерживать себя в своём раздражении. От всего этого поведение их и манеры нередко отдают угловатостью, резкостью, эксцентричностью. Известные «чудачества» Суворова имеют именно эту природу. Подобную неадекватность проявляли и Ушаков, и Жуков. И только Александр Невский, наверное в силу высокого княжеского происхождения и воспитания, имел дипломатический талант, сочетая его с военным.

Суворов, крестьянеОсобым, тяжким испытанием духа была для Суворова ссылка в Кончанское. Давно известно, что в одиночной ссылке, в отделённости от всего и всех, замкнутый лишь на себя, на свой внутренний мир, на свои и пассивно наблюдаемые проявления и на удручающие проблемы мира, непременно погрузишься в упадок, впадёшь в скорби и разного рода «зашкаливания», вплоть до сумасшествия. Затяжное пассивное созерцание в сочетании с широтой наблюдения, лишний раз открывая агрессивную враждебность и неустойчивость мира, способствует зарождению скорбей и страхов. Всё это искажает, отравляет душу и повреждает дух, уводя его от истины и благости во власть пагубного.

И, быть может, главная беда постигла этого человека в ссылке: душа и сознание его, выкованные в служении, направленные на служение, оказались лишёнными поприща, какого-либо приложения. Такое пришлось испытывать Суворову на закате лет, после столь бурной, славной жизни. Как он боролся с этим, как переносил это?

Тягость бездействия в Кончанском, правда, смягчалась для Суворова тем, что Отечество в то время было мощным и не находилось в опасности. К тому же деятельная натура его находила множество практически полезных дел и занятий. Но всё это было мелко для него, служа скорей лишь средством временного утешения, ведь хорошо сказано: «бойцу нужна война: бой, а не мирные ученья».

В художественной литературе иной раз встречается образ Суворова в ссылке как маленького седенького, больного и раздражительного старичка. В своих письмах из ссылки он, действительно, не раз говорил о своём пошатнувшемся здоровье. Да, раны и тяготы многих лет походной жизни вместе с возрастом, конечно же, наседали на него, а отрешённое одиночество заставляло прислушиваться к их угнетающему голосу. Но светлый, наступательный суворовский дух так и не был и не мог быть сломлен.

Не стал он никаким «несчастным старикашкою», ибо присущ ему бодрый, живой дух, в сущности — Дух Истины, который есть «сокровище благих». Благом одарён был Суворов. Часто дано ему было ощущать радость связи с Небом, радость присутствия Господа, радость предощущения какого-то благого, светлого события (и оно произошло).. А тяготы — не одни, так другие — их всегда хватает. Привык он к ним — ему ли не уметь их преодолевать!

Здесь, в кончанском уединении, один на один с благостью Господней, имея в душе печать Духа Истины, глубоко овеществлённую великими практическими победами, такая душа здесь только расцветёт, и никакие невзгоды не властны угнетать её. Более всего здесь тягостна гадость человеческих отношений, но и от неё Суворов научился защищаться и не очень-то обращать внимание. Благодать, разлитая в Кончанском, а особенно в суворовской «светёлке» и поныне, даёт нам ясно почувствовать это. Благодать эта ещё и усиливается запечатлевшимся здесь светлым духом благого человека.

С честью вынес Суворов уготованное ему испытание — глухую ссылку в Кончанское. Великие борения претерпела здесь его душа, большие напряжения духа пребывали здесь, оттого и духовные следы его здесь глубоки. Они и сейчас чувствуются посетителями этих мест.

В завершении этой истории виден Высший промысел. Господь и тут не покинул Суворова, оказал ему великую милость, вызволил, спас его душу, выведя в славнейший, победоносный поход в Италию и Альпы. А потом, после блистательного завершения этой, последней миссии быстрым приходом смерти уберёг от горечи уготовленной ему новой жестокой несправедливости и других тяжких издевательств. Так и остался Суворов непобеждённым, воином! И победами своими навсегда, на весь мир прославил Россию!

Село Кончанское — это наше великое богатство, богатство неизбывное, ибо присутствующий здесь дух, запечатлевшийся от великих борений и воспарений полководца, этот дух неистребим. Кончанское — Национальная святыня нашего Отечества.

Посетим же Кончанское, подышим его воздухом, окунёмся в его просторы, побудем в одиночестве в суворовской светёлке, прикоснёмся к обстановке и вещам нашего великого предка! Почивающий здесь дух его напитает и укрепит нас.

окончание

Морская слава казаков. История

ОТЧЕТ О ВСТРЕЧЕ. Поэзия Владимира Мусина

Сайт Семья и Вера