Есть ли святые “широкого профиля”?
Добрый день, дорогие наши посетители!
В разных случаях принято молиться разным святым: одним – об учебе, другим – о замужестве, кому-то – когда голова болит, кому-то, когда болят глаза, и так далее. А есть ли святые «широкого профиля»? Такие, которым можно молиться во всех жизненных ситуациях?
На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:
“Равенство перед Богом не означает абсолютной схожести между собой. Существующая «специализация» святых становится понятнее, если мы будем воспринимать стремление к святости, не как сведение всех людей к одному, пусть и весьма хорошему, общему знаменателю, не как впихивание в прокрустово ложе через нивелирование индивидуальных особенностей, а как служение Богу всеми дарованными Им талантами.
Тогда становится понятно, что святые, люди разного времени, разного рода жизни, имели разные личные, психологические особенности, и не отсекали их, а использовали в деле служения Богу и ближним. Как о каждом человеке, так и о святом можно сказать, что он имел свой особый характер. Имел и, думается, имеет сейчас. Поэтому мы надеемся, что святые, попадавшие в жизненные ситуации, подобные нашим, испытавшие лично на себе то, что выпадает на нашу долю, будут отзывчивы на наши молитвы. «Рыбак рыбака видит издалека», и поэтому рыбаки просят молитвенной помощи у апостола Андрея (он был рыбаком), воины – у великомученика Георгия Победоносца, врачи – у великомученика и целителя Пантелеимона, и так далее.
Несколько иначе обстоят дела у студентов: они почитают своей покровительницей мученицу Татиану, потому что в день ее памяти, 25 января по новому стилю, начал свою деятельность первый в России университет – Московский. По схожей причине воины, связавшие свою службу с ракетными войсками, особо почитают великомученицу Варвару – указ об образовании РВСН был подписан 17 декабря, в день памяти этой святой.
Если мы познакомимся с житием преподобного Сергия Радонежского, то поймем, почему ему молятся в случаях затруднений в учебе: в отрочестве он сам испытывал такие затруднения, однако, с помощью Божией, их преодолел. У мучеников просят помочь научиться терпению, у преподобных — внимательному отношению к своей жизни, у нестяжателей — побороть жадность.
Нужно стараться больше узнавать о святых, читать их жития, тогда и молитва наша к ним будет осмысленной, а значит, более успешной. Ведь мы по-разному обращаемся с просьбой к знакомому или же незнакомому человеку: разными словами, с разной степенью надежды и доверия. Так и в молитвах: чем больше мы знаем о святом, тем с большей надеждой и с большей верой к нему обращаемся. А как известно, надежда не постыжает (Рим. 5, 5).
Вопрос о «широкопрофильных» святых весьма условен, ведь в каждом благом деле каждый из святых нам сомолитвенник и помощник. Помня об этой условности, все же решусь в качестве «широкопрофильного» святого указать каждому русскому человеку известного святителя Николая Чудотворца. Его житие и описания чудес, которые совершались по его молитвенному ходатайству уже после отшествия ко Господу, поражают разнообразием тех житейских ситуаций, в которых люди получали от святителя помощь.
При жизни святитель Николай был удивительно отзывчивым человеком, и продолжает быть таким. Ему молятся путешественники, потому что многочисленны случаи помощи святителя мореходам. Поэтому так часты Никольские храмы вдоль торговых (особенно водных) путей – путешественники на протяжении всего пути старались быть под покровительством удивительного святого. «От Вологды до Колы (северный допетровский торговый путь из Руси в Европу.— Прот. А. Л.) тридцать три Николы» — такая бытовала поговорка в наших краях.
Известны и нередки случаи помощи святителя людям, находящимся под судом или в заключении, неправедно осужденным или обвиняемым. Даже такие далекие, казалось бы, от забот епископа дела, как брачные, — и те не были обойдены его вниманием. В жизнеописании святителя сохранился трогательный рассказ о том, как он помог, как сейчас говорят, устроить личную жизнь трем дочерям одного обедневшего человека. Так что и о создании семьи, о ее крепости и сохранении тоже молятся святителю Николаю. Ну, и прочая, прочая, прочая — перечислять случаи помощи этого святого можно если не бесконечно, то уж точно очень долго тем более, что они все продолжают и продолжают происходить”.
Для чего нужно молиться утром и вечером?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Очень хорошая фраза (цитата):стремление к “святости, не как сведение всех людей к одному, пусть и весьма хорошему, общему знаменателю, не как впихивание в прокрустово ложе через нивелирование индивидуальных особенностей, а как служение Богу всеми дарованными Им талантами.” Это как раз то, что говорил Спаситель своею притчей об оставленных господином рабах,которых он, надолго уходя наделил немалыми богатствами. А что и от кого потом получил?.. -По заслугам риска и усердия – каждому из рабов и воздано.(Мф.25:14 – 30)
Те, кто поступал при жизни, применяя данное ему, трудясь и рискуя во благо народа своего – те этими усилиями души и становятся святыми, обретая вечную близость ко Господу. Остальные – они “обыкновенные” и далеко не факт, что получат тот же благой статус, что и святые, т.е. Спасения скорей всего и не получат.
“Специализация” святого едва ли имеет какое-либо значение, коль скоро ВСЕ святые – вблизи Господа. А “разбираться” в чём смысл и особенности молитвенных обращений того или иного живущего – это всё равно делает Господь, и благоприятствование даёт по промыслу Своему – Он же. И Ему не нужны ни советчики, ни ходатаи, ни напоминатели, ведь Он – Всеведущ, Всеблаг и действительно Могуч.
В том ли роль святых, чтобы мы обращались к ним вместо обращений к Самому Богу?! И хорошо, честно ли это? Не достаточно ли лишь почитать, равняться на них, не превращая их в божеств? А, может быть святые всё же ими являются?.. А если их ещё не успели причислить к лику святых, а мы их уже почитаем и обращаемся к ним?.. Эдак мы далеко зайдём!
С древних времен обращались к святым, к их заступничеству пред Господом.
И по молитвам святых, Господь источал токи чудес, как поется в акафистах таких святым, как свт. Николая, свт. Спиридона, влмч. Пантелеимона, блж.Матроны, прав. Иоанна Кронштадского и др.
Негоже нам вводить новизну в устоявшуюся православную жизнь, которая и была устроена святыми людьми, с которых, как Вы правильно сказали, мы должны брать пример.
Св. прп. Иоанн Дамаскин – великий святой учитель, написал множество канонов и акафистов, прославляющих чудеса святых угодников Божиих. Ему ли нам не верить?
Умудри нас Господи.
Сергий, конечно негоже ставить под сомнение мнения и указания святых угодников Божиих – настоящих людей подвига, навеки предстоящих пред Господом. Я этого никогда и не делаю. Но ведь уже не в первый раз ставлю данный вопрос, вполне правомочный. Наверняка существует неведомое впростую богословское основание для требующих действий обращений ко святым – а не к нашему Спасителю. Но ведь очень много людей, которые всё же обращаются только к Нему. Они что, неправы? И что означает такая “свобода выбора”? Думаю, читателям сайта ответы на эти вопросы тоже интересны и полезны, т.к. позволяют глубже проникнуться Верою, укрепляясь тем самым в ней.
Есть такое православное мнение, заключающееся в риторическом вопросе: Кто мы такие, чтобы обращаться к Самому Богу?
Многие, в том числе и Вы, дадите очень быстрый ответ, примерно такого содержания:
“Мы дети Бога, мы Его соучастники в Церковных Таинствах, посему мы напрямую можем к Нему обращаться”.
Действительно, дети и те православные люди, которые имеют чистое сердце, могут без зазрения совести попросить у Господа помощи в том или ином деле. Но если сердце не чисто, если грехи (а их у каждого из нас полно) загрязняют совесть, можем ли мы обратиться к Самому Богу со своими проблемами? Думается, совесть не даст. И мы будем просить о содействии святителя Николая, блаженную Матрону, блаженную Ксению и др. святых.
Это как провинившиеся дети не имеют дерзновения пред своим отцом в просьбе о соучастии в своих детских занятиях. И они находят выход: обращаются к маме или к тому ребенку, который показывал хорошее поведение, чтобы он походатайствовал перед папой за него. И, как правило, такое ходатайство имеет успех.
Конечно, иметь чистое сердце и горячую веру – это замечательно. Тогда можно обратиться и к Самому Господу Богу. Но, как уже говорилось выше, чистое сердце у взрослого человека – это довольно редкое явление. Мало кто живет по словам Спасителя: будьте как дети, и войдете в Царствие Божие.
И лишь есть одно исключения из сего неписанного правила: Все мы должны обращаться к Самому Богу с просьбой о прощении грехов и спасении души. Все утренние и вечерние молитвы посвящены Богу (а не святым), ибо в них заложены просьбы, касающиеся нашего спасения, Вечности.
Здравствуйте,Сергий!
Благодарю Вас. Весьма убедительный ответ: как по сути, так и по правде жизни души. Верность этой мысли немало подтверждается также обычной наблюдаемой практикой. Хоть ответ и неполон, но эта, главная составляющая даёт хорошую опору для дальнейших постижений.
Ещё раз благодарю.