Для чего нужно молиться утром и вечером?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Почему нужно молиться утром и вечером? Зачем вычитывать утреннее и вечернее молитвенное правило – с длинными, и во многом, непонятными молитвами, с какими-то странными словами? Неужели нельзя говорить с Богом своими словами и молиться коротко?
На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«В православной богословской литературе, Церковь часто сравнивают с организмом. В Церкви, как и в теле человека, все продумано, направленно к определенной цели; каждый орган имеет свое назначение, нет ничего внешнего, чуждого, все органично. И все предписания в Церкви носят не навязанный извне, а очень естественный характер. Это касается и молитвы утром и вечером.
Утро и вечер – это то время, когда мы непременно общаемся с окружающими нас людьми. «Доброе утро» и «Спокойной ночи» мы всегда пожелаем человеку, даже если, в целом, к нему равнодушны. Это естественно.
У каждого из нас есть совесть, и если ее спросить: «Можно ли относиться к Богу хуже, чем к людям?» – она ответит: «Нет. Неудобно как-то».
Поэтому, раз мы общаемся с людьми, то должны общаться и с Богом. Утром людям – приветствие, Богу – молитва, вечером – аналогично. Все очень естественно.
Кто из нас может сказать, что он – мастер молитвы, ас, достигший в этом деле совершенства? Никто (сумасшедшие и гордецы не в счет). А о святых, силой молитвы творивших явные чудеса, вплоть до возвращения жизни умершим, проявляющих не меньшую силу молитвы и сейчас, после своей смерти, можно это сказать с уверенностью.
Мы же на протяжении всей нашей жизни лишь только учимся, пытаемся приблизиться к тому качеству молитвы, которой обладали святые люди.
Итак, святых можно сравнить с талантливым мастером, а нас – с его учениками. Как происходит процесс обучения, например, в живописи? Изо дня в день ученик занимается каким-то ужасно занудным делом – рисует кубики и треугольники, накладывает тени, строит перспективу и повторяет эти упражнения бесчисленное количество раз. Трудно, нудно, часто непонятно, но именно так растет мастерство.
Что-то подобное происходит и в молитве. Изо дня в день, читая молитвы, составленные святыми людьми, мы постепенно учимся молитвенному делу. Поверьте, не одну сотню раз можно читать молитву, совершенно не замечая какой-либо содержащейся в ней мысли. А потом вдруг эта мысль открывается.
Подобные открытия обогащают человека, но возможны они только в результате трудного, нудного, иногда непонятного дела – постоянного чтения церковных молитв. Дорасти до уровня мысли святого человека – вот цель такого чтения.
Все это не означает, что нельзя молиться своими словами. Никто этого не запрещает, это можно, а иногда просто нужно делать, если возникает такая потребность.
Опасно же – молиться исключительно и только по-своему. Всегда нужен ориентир. Ведь даже самый искусный моряк сверяет свои действия с приборами, маяком. Таким маяком и является церковное молитвенное правило. Оно потому и называется правилом, что с ним сверяют уровень и качество своей молитвы: а святые это у Бога просили? А так ли к Нему обращались?
Если серьезно относиться к церковному молитвенному правилу, стараться вкладывать в молитвы свои внимание, чувства и сердце, то очень скоро человек осваивается в церковном молитвенном пространстве. Тогда слова церковных молитв становятся своими, личными. Тогда можно уже не выбирать, молиться по-своему или по церковному: то и другое объединяются.
Что же касается жалоб на непонятность и странность слов церковнославянского языка, то, простите за резкость, это – ерунда. Церковнославянский язык – родитель русского, в нем слов, вышедших из употребления и совершенно незнакомых, сотня-полторы. Остальные слова, так или иначе, созвучны современным. Что стоит нам, легко справляющимся с непрестанно выливающимся на нас потоком иностранных слов, освоить эти церковнославянские анахронизмы? Один-два вечера со словарем – и все. Неужели ради Бога жалко потратить это время?
О продолжительности молитв. Конечно, весь смысл наших обращений к Богу можно свести к нескольким словам: «Господи, помилуй»; «Слава Тебе Боже»; «Подай, Господи». Сказал – и свободен. Так выходит?
Нет, не так. Время, которое мы отдаем молитве, – это наша жертва Богу. Поэтому, нельзя сводить молитву к делу одной-двух минут. Время – это, кстати, очень хороший показатель веры человека. Достаточно сравнить: сколько времени человек тратит на молитву, а сколько на, скажем, телевизор, и сразу ясно, что в жизни человека важней, кому он усердней служит».
Мужской и женский род в молитвах
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Здравствуйте отец Дмитрий! Скажите пожалуйста я начала месяц назад читать каждый день утренние и вечерние молитвы,но я прочитала в интернете,что нельзя читать без благословения ,но я не хочу прерывать ни дня . Что мне делать, подскажите пожалуйста. Спасибо большое
Христос Воскресе!
Утренние и вечерние молитвы читаются каждым христианином ежедневно и всю жизнь. Благословение на чтение утренних и вечерних молитв брать не обязательно, но если есть возможность получить благословение, то все же стоит воспользоваться такой возможностью. Благословляю Вас на чтение утренних и вечерних молитв.
С Богом!
Спасибо большое за ответ отец Дмитрий.Отец Дмитрий можете вы дать мне благословение на чтение утренних и вечерних молитв . Спасибо.
Здравствуйте отец Дмитрий, извините меня,я не обратила внимания,что вы уже дали благословение на чтение утренних и вечерних молитв. Спасибо большое вам.
Во славу Божию!
Храни Вас Бог!
Во славу Божию!
Я уже преподал Вам благословение. Вы читали мой ответ Вам?
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, читать утренние, вечерние молитвы нужно, даже если не хочется? Просто, если обращаешься к Богу своими словами, коротко, то на сердце спокойно, а как подумаешь, что нужно читать положенные молитвы, так раздражаться начинаешь.
И то же самое с акафистом. Как правильно? Попросить о здоровье подруги своими словами у Николая Чудотворца или читать акафист святому? Подумав, что нужно читать акафист, опять начинаю раздражаться, хотя и понимаю, что в принципе на это уйдет не так уж и много времени.
Здравствуйте, Елизавета!
Сначала вот что скажу: святые отцы всегда советовали заставлять себя молиться и не ждать, когда захотеться – бес увидит незащищенность, и нам никогда не захочется молиться. Раздражение от молитв – это бесовское искушение.
Почему надо читать по написанным молитвам, которые святые на себе проверили и нам оставили? Когда человек молится от себя, есть соблазн впасть в неправильность или вообще ересь. Когда у человека есть некий опыт, и многие молитвы он уже знает наизусть, и молитва уже складывается своя – даже в этом случае не приветствуется молитва своими словами, чтобы не возгордится. Можно и лучше сочетать молитвы по книге и прошения собственными словами. Прочитав молитвы по книге, добавить свое прошение от сердца, когда уже «настрой» и «тон» молитвы задан.
Несмотря на то, что молитва по книге остается все же за выбором молящегося, и если Вы все же решили помолиться своими словами, как идет сама молитва от сердца, в принципе никто не запретит Вам, но не вводите за правило молиться только своими словами, чтобы не впасть в искушения.
С Богом!