Молитва, Богородица

У Бога просить – значит клянчить?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Вера, особенно православная, с проповедью смиренничества и соглашательства – это способ утешения слабых и больных людей, которые клянчат помощи от Бога и святых. Сильные люди сами могут распорядиться умом и способностями, которые имеют, кстати, от Бога же. Бог дал нам руки, ноги и голову, чтобы мы с их помощью строили свою жизнь, а не перекладывали все на Бога, не ждали, что Он покроет наши неудачи. Есть что возразить?

На данный вопрос отвечает протоиерей Александр Лебедев:

Окончание, заглавие, конец, 1

“Есть. О каком-либо явлении судят по образцам. О музыке — по произведениям великих композиторов, о медицине — на примерах трудов выдающихся врачей и так далее, далее, далее… О вере тоже можно и нужно судить по тем примерам, которые считаются образцовыми, то есть по жизни святых людей.

Предлагаю человеку, задавшему вопрос, просмотреть месяцеслов Православной Церкви, в котором содержатся тысячи имен святых, ознакомиться с житиями этих людей и сказать, много ли среди них безвольных, слабых и больных людей, клянчащих помощи у Бога? Ни одного! Говорю со всей ответственностью.

Если и можно найти подобные примеры в житии того или иного святого, то уверяю вас, все остальное содержание жития такого человека — это повествование о том, как он свою убогость с помощью Божией преодолел и каких высот силы воли и духа достиг.

У кого повернется язык назвать, например, преподобного Сергия Радонежского слабым и больным, тот пусть сначала повторит его подвиг — поживет один в лесу с медведями. Решимости не хватит! Или пусть человек, надеющийся на свои руки, ноги и голову в шестьдесят лет (сейчас в этом возрасте мужчины на пенсию выходят), отправится жить в глушь лесную, как это сделал преподобный Кирилл Белозерский, — посмотрим, долго ли он там проживет без помощи Божией, которую ему «клянчить» гордость не позволяет. Преподобный Кирилл тридцать лет этой помощью жил! А с мучениками слабо сравниться в силе воли и терпении? А с благоверным князем Александром Невским? Примеры можно множить еще долго, думаю, что сказанного достаточно для того, чтобы понять: вера делает человека сильнее, крепче, решительнее, а не превращает его в безвольную тряпку.

протоиерей Александр ЛебедевБеда того, кто задал вопрос, в том, что о вере он судит далеко не по ее образцам. Нравственный портрет человека, описанный в вопросе: слабый, болезненный, избегающий ответственности приспособленец и попрошайка — это не портрет православного человека. И если кто-либо из нас, православных, с горечью узнает себя в этом описании, то осознает это как диагноз, а не как норму. Кроме того, то, что автором вопроса ставится вере православной в вину, как свидетельство слабости, является на самом деле, свидетельством силы.

Да, мы утверждаем, что фундаментальной добродетелью является смирение (то, что автор вопроса назвал «смиренничеством») в противоположность гордости. И правильность этого даже на бытовом уровне подтверждается. С каким человеком вы предпочтете иметь дело — с гордым или смиренным? И не говорите, что с гордым: вы, может, и имеете к нему какое-то дело, вот только ему на вас и на ваше дело наплевать. Он же гордый, ни в ком и ни в чем не нуждается. Каким будет результат ваших совместных усилий? Нулевым. Потому что если и возможно общение между людьми, то только благодаря смирению, когда один из участников разговора смиряет желание высказывать что-то свое и соглашается (опять же, куда тут денешься от «соглашательства») слушать собеседника.

A теперь примерьтесь к нравственному силомеру: легко ли наступить на свою гордость? Легко ли уступить, согласиться с волей другого, вопреки своей? Да это, пожалуй, самое трудное дело на земле — отказ от своей воли. Так что православная вера требует от человека самого трудного, и уж понятно, что этот путь не для слабаков. Также понятно, что сил наших на преодоление нашей же гордости недостаточно. Выхода из этого положения два: или сдаваться, или искать помощи. И что позорного, если православные этой помощи просят у Бога, неужели капитулировать — достойнее и почетнее?

Не только в нравственной борьбе мы ищем помощи у Бога, но и во всех наших земных делах (конечно же, не богопротивных). По той самой причине, что именно Бог дал нам руки, ноги и голову, и именно с Его помощью мы можем эти руки, ноги и голову к делу приложить.

Что случается тогда, когда человек пытается что-то делать без помощи Божией, красноречиво описал небезызвестный перестроечный источник афоризмов: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Христос говорит еще категоричней: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5).

Можно Божественной истине и житейскому опыту верить, а можно и не верить, тогда легко предсказуемым становится результат такого неверия: в итоге получится «как всегда», и действительно останется лишь одна надежда – ждать, что Бог покроет наши неудачи».

окончание

Нужно ли у Бога что-то вымаливать?

Почему просимое не сбывается?

Заглавие

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>