Беседы с Батюшкой. Помощь зависимым

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Алкоголизм и наркомания, это в первую очередь греховная страсть, и во вторую — болезнь.

Так и говорят: пристрастился к винопитию.

Для того, чтобы избавиться от этих злых греховных и страстных пороков, нужно впустить в свою жизнь Бога, начать жить по Заповедям Христовым, вникнуть в главный и первостепенный смысл земной жизни — наследие Вечной жизни. И после начала труда над очищением своей души, будет исцелятся и тело.

Очередной выпуск передачи «Беседы с Батюшкой» православного телеканала «Союз» посвящен теме помощи зависимым и подверженным греховным порокам людей.

Протоиерей Максим Плетнев

Гость телепередачи протоиерей Максим Плетнев, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

окончание

Беседы с Батюшкой. Помощь зависимым

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Елена Кузоро

– Сегодня у нас в гостях клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев.

Наверное, стоит начать с повторения основ: что такое зависимость и куда уходят корни зависимости?

– Если обратиться к психологии, то существует около тридцати разного рода зависимостей – не только от психоактивных веществ (наркомания и алкоголизм), этот перечень можно продолжить: это и зависимость от компьютерных игр, вообще от компьютера, зависимость от работы (трудоголизм), еды и т.д. В первую очередь стоит вопрос о том, как формируется у ребенка и далее у молодого человека зависимое поведение. Если мы хотим вырастить ребенка, не склонного к зависимостям, то надо обращать внимание на этот вопрос.

Что касается людей, страждущих пьянством и наркоманией, то, конечно, в их детстве была какая-то основа, которая выразилась в дальнейшем в пристрастии к веществам. Огромное значение имеет семья, в которой воспитывались эти люди: если родители в разводе, то это очень сильно влияет на жизнь детей (крушение семьи воспринимается ребенком как крушение всей его жизни); зависимость родителей также имеет очень большое влияние на последующую зависимость детей. К сожалению, сейчас есть люди, у которых родители были наркозависимые. Если раньше мы говорили, что наркомания выросла на алкоголизации русского и советского народа, то сейчас мы наблюдаем тех зависимых, у кого наркоманами были не только мама и папа, но, возможно, бабушки и дедушки. И это оказывает огромное влияние. Бывают ситуации, когда молодой человек, видя пьянство родителей, никогда сам не употребляет алкоголь, но такое случается очень редко, скорее наоборот: поведение родителей закладывает определенный алгоритм дальнейшего поведения самого ребенка.

Формирование зависимого поведения, конечно, происходит в детстве, а дальше оно развивается в соответствующее отношение к жизни, и, как показывает практика, невозможно удалить одну зависимость (например, от компьютерных игр у ребенка), чтобы она не вылилась в другую. В душе этого человека есть какой-то внутренний глубокий конфликт, который необходимо разрешить: он компенсирует зависимым поведением какие-то внутренние душевные потребности своей личности. К зависимому поведению ведут какие-то травмирующие обстоятельства в детстве, но чаще всего они связаны с семейной жизнью родителей. Это не значит, что благополучной семье ничего подобного не грозит, потому что еще большой вопрос, какую семью считать благополучной. Наша практика показывает, что часто наркоманами становятся молодые люди не только из трудных семей, но и из семей учителей, медиков. Почему? Вопрос открытый. И здесь мы приходим к выводу, что даже если с точки зрения современной светской морали и социальных норм семья считается нормальной, к сожалению, это не означает, что она является таковой на самом деле.

Прежде всего ребенку тотально не хватает любви. Как сказал один батюшка на одной из конференций, когда рассуждали о том, какой позитив есть в наркомании (хотя такая формулировка и странно звучит), зависимый человек ищет любовь. Мы, христиане, говорим о том, что он ищет любовь Божию, скорее всего не осознавая этого. Эту любовь он не находит и заменяет ее вот такими суррогатами счастья, не настоящего, ложного. Любое психоактивное вещество дает ощущение блаженства (переводя на церковный язык), но это блаженство не настоящее, искусственное. С одной стороны, позитив в том, что такой человек ищет любви, нуждается в ней, но основная проблема алкоголизации и наркотизации людей состоит в отсутствии этой любви: человек не видит ее и в Боге, потому что он отрезан от Бога своей греховной жизнью, которая протекает вне обращения к святыне, к благодати Божией. И часто не видит любовь и в ближних. Все это рождает того самого зависимого человека.

Возникшая зависимость редко уходит навсегда: если человек впадает в активную наркотизацию или алкоголизацию и ему можно поставить настоящий наркологический диагноз, то эти болезни не совсем излечимы. Есть люди, которые действительно, в том числе и при помощи Божией, в результате активной церковной жизни полностью отходят от зависимостей и не возвращаются к этим грехам. И то есть опасность рецидива. А у большей части таких людей борьба с алкоголем и наркотиками может растягиваться на всю жизнь. И это надо осознавать, к этому надо готовиться, тут нельзя чувствовать себя победителем. К сожалению, те или иные зависимости могут подстерегать человека на протяжении всей его жизни. От таких падений не застрахованы ни молодые люди, ни пожилые.

Недавно у нас был День трезвости – новый праздник, установленный Священным Синодом, а более правильно сказать – восстановленный, так как он был исторически введен в церковную жизнь в 1914 году. Как все мы знаем, через три года произошла революция, и многие благие начинания церковной жизни были сломаны, в том числе и трезвенническая работа. Празднование Дня трезвости было восстановлено в 2014 году, ровно через сто лет. И хотя этот праздник широко отмечался в 2015 году, многие о нем даже и не слышали, к сожалению. Есть благословение священноначалия праздновать День трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. И когда мы говорим о трезвости, то, конечно, здесь надо четко осознавать, что это не только воздержание от алкоголя: можно быть пьяным от любой страсти. Духовное состояние падения есть состояние опьянения страстью. Поэтому если человек поддерживает свою душу в трезвом состоянии, внимательно следит за своим духовным миром, то он уходит от опасности падения в эти грехи. Но здесь все зависит от нашей внутренней самоорганизации: от самодисциплины, от активного участия в церковной жизни, под которой я понимаю не социальную работу, а внутреннюю работу над собой, то есть борьбу с грехом; таинства Исповеди и Причастия – вот основы церковной жизни. Если это есть, тогда человек держится, в каком-то смысле застрахован от таких ситуаций, но опасность все равно существует, и надо всем быть внимательными.

– Хотелось бы спросить о таких «вспомогательных» факторах, как стресс, переутомление на работе, перегруженность, которые заставляют человека «расслабляться» посредством алкоголя. Насколько это приемлемо и насколько это связано с зависимостью?

– В прошлую встречу мы говорили, что порой некоторым людям алкоголь представляется как «нежный, пушистый зверек»: посидели в приятной, хорошей компании, что-то пригубили, всё так дружественно и вроде бы все слава Богу. Но мы четко должны осознавать, что за алкоголем стоит настоящий зверь. Алкоголь, по сути, тот же наркотик, только легализован в нашей общественной жизни в отличие от других наркотических средств. И за подобным расслаблением с помощью алкоголя стоит сатана, который ходит, как «лев рыкающий, ища, кого поглотить». Если у кого-то есть такая тенденция расслабляться с помощью алкоголя, то надо держать ухо востро и очень внимательно относиться к своей духовной жизни. Порой и люди, облеченные духовным саном, впадают в эти грехи, и это свидетельствует о том, что подобные страсти представляют собой очень серьезную угрозу для жизни. Поэтому призываю нас еще раз к трезвению.

Не только этот грех представляет такую угрозу, а любая страсть губит человека. Несмотря на наше какое-то пассивное отношение к церковной жизни, нам следует быть в трезвении и духовном рвении. Апостол Павел говорит: «Веру не угашайте». Должен быть огонь веры, и если он есть и сердце уязвлено Христом, тогда в этой жизни негде быть страстям. Если есть главная печаль человека, что он живет вне Бога, что Бог от него отошел, если он постоянно делает какие-то шаги к Нему, то здесь нет места наркотикам и алкоголю. А если жизнь праздная и в ней есть много места для пустого времяпрепровождения, если присутствует стресс (а времена у нас сейчас действительно непростые и в экономическом, и в политическом плане), значит есть место и унынию, и зависимостям. Хотя здесь нет прямой связи: как показывает духовная практика, социальное и имущественное положение не приводит ни к святости, ни к погибели. И в нищете человек может проклинать Бога и ближних и всех ненавидеть, так же и в богатстве; и в нищете человек может прославлять Христа и являть высокие христианские подвиги, и в богатстве человек может быть истинным христианином. Еще и еще раз призываю всех нас, и себя прежде всего, к внутреннему христианскому горению, без которого невозможна настоящая жизнь.

– Следующий вопрос поступил к нам через группу в социальной сети «ВКонтакте»: «Как правильно молиться о пьющем близком человеке?»

– Мы сейчас вспомнили о Дне трезвости, который прошел в этом году, и прежде всего мы его отметили молитвенно. По благословению Священного Синода, а в нашей епархии и по особому распоряжению митрополита Варсонофия, в каждом храме после Божественной литургии 11 сентября был отслужен специальный молебен, текст которого составлен и благословлен Священным Синодом в 2014 году. Можно найти в Интернете текст молебна о страждущих от алкоголя или наркомании и взять оттуда прекрасные слова молитв и сами ектеньи или попросить батюшку отслужить этот молебен. Помимо этого есть возможность помолиться иконе «Неупиваемая Чаша», почитать акафист – прекрасный молитвенный текст, который направляет наши мысли на молитву к Богу о наших страждущих близких.

Можно и своими словами молиться. Есть такие традиции, что какие-то иконы сугубо от одной беды. Я даже видел церковный ларек, где стояли иконы и над ними было написано: «от головной боли», «для квартиры», «на учебу», то есть не писалось, какая это икона (Богородицы или святого), а ее прямое предназначение. На мой взгляд, это некий оккультизм в православии, а молиться надо Богу и Богородице и, конечно, святым. И здесь возможно выбирать того святого, который близок сердцу, бывают даже любимые святые, с которыми человек чувствует особую духовную связь.

Есть очень хороший совет Иоанна Кронштадтского по поводу молитвы: совершая свое обычное молитвенное правило, держать в голове мысль о какой-то своей нужде, беде или просьбе к Богу. Допустим, написано в молитвослове прочесть «Господи, помилуй» двенадцать раз, значит нужно во время произнесения этой молитвы каждый раз иметь в виду и просить у Господа помощи и помилования нашему близкому страждущему человеку. И тогда вся наша обычная молитва будет наполняться этой просьбой, главной болью нашего сердца на сегодняшний день. Конечно, зависимость наших ближних – это беда и боль сердца, трагедия, с которой и надо обращаться к Отцу нашему Небесному.

– Вопрос немного не по теме, но касающийся иконы: «Когда умерла бабушка, икону, которая была в гробу, отдали внучке. После этого она не смогла выносить и родить ребенка и до сих пор не выздоровела. Может ли икона принести несчастье? Что нам с ней делать?» Просят также помолиться о болящей Ольге.

– В жизни бывает множество ситуаций, и порой человеку свойственно соотносить их с какими-то событиями и делать из этого какие-то многозначительные выводы. То, о чем говорится в вопросе, называется суеверием. Я даже не знаю такой приметы, что нельзя брать такую икону. Есть традиция, чтобы икону, которая была в гробу, не хоронили вместе с усопшим: ее приносят домой, и она стоит как память об усопшем. Как образ Божий или образ Богородицы может повредить нам в жизни? Никак. Но человеку порой свойственно какую-то тяжелую жизненную ситуацию сопереживать и соединять с каким-то поступком или событием и надумывать. Здесь, наверное, человеку просто трудно смиренно принять тот или иной жизненный вызов, уготованный нам Господом. А когда нет твердой церковности, то возникает такое оккультное восприятие мира. Я встречал ситуации, когда свекровь и невестка (интеллигентные и приличные люди) рассказывали мне как пастырю друг про друга, что одна колдует на другую – и наоборот, хотя никто из них никогда ничем таким не занимался. Но их личный конфликт они пытались объяснить через такое оккультное восприятие жизни, что было неразумно.

Суевериям не надо поддаваться: мы полностью в руках Божиих. Что такое суеверие? Это вера в суетное, когда то, что должно принадлежать Богу – власть Божию, мы приписываем кому-то или чему-то: черной кошке, зеркалу, какому-нибудь числу (например, числу «тринадцать»). Я слышал, что где-то (не в России) в домах даже отсутствует тринадцатый этаж, что, конечно, является глупостью. Мы полностью во власти Божией. Здесь мы должны осознавать: или мы отдаем себя Богу и принимаем от Бога всё, как Иов многостра дальный принимал все искушения, через которые Господь ему даровал пройти, а если мы не под Богом, тогда, конечно, возможны и другие влияния. Надо четко осознавать, что я с Богом, как в ладони у Бога, и Господь сделает со мной все, что хочет. Это правильный христианский взгляд на жизнь. И никакой злой человек не может на меня повлиять, он не сильнее Бога; или я верю в Бога, или в какого-то колдуна, колдунью, которые могут что-то наговорить и сглазить меня. При этом мы не отрицаем возможности действия темных сил в этом мире. Есть бесовский мир и его влияние на нашу жизнь, возможно и влияние колдунов, но если человек твердо стоит в вере, то парадигма его жизни – взаимоотношения с Богом и любое событие – в руках Божиих.

Здесь вопрос, наверное, о тех людях, которые вне Церкви. Часто человек сам себя отдает во власть бесовскому миру тем или иным путем: начитается какой-то оккультной литературы и начинает что-то сам практиковать, открывает свою жизнь демоническому миру, который и приходит в его жизнь; через грехопадения человек тоже себя открывает этому миру: творя грех, мы соединяем себя с бесовским миром, ведь за каждым грехом стоят определенные духи, и, подчиняясь этому греху, мы подчиняемся этим духам, которые начинают активно влиять на нашу жизнь. И тогда здесь возможно какое-то воздействие, но если человек в Церкви, то ему нечего их бояться: недаром в Церкви практически нет каких-то сугубых молитв в таких случаях, точнее они есть, но церковное сознание держит их несколько под вопросом.

Мы уже говорили, что в любой беде надо молиться не какому-то определенному святому, а прежде всего Богу, а потом уже Богородице и святым. В нашей Церкви есть молебен об изгнании злых духов, он есть в Требнике, но какого-то большого культа или мощной традиции изгнания бесов в церковной жизни нет. Это говорит о том, что в церковной жизни не было такой необходимости. Мы живем как бы вне этого.

– Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Я не так давно подключилась к Вашей беседе и услышала, что Вы посоветовали молиться за страждущего алкоголизмом перед иконой «Неупиваемая Чаша». То есть я поняла так, что если молиться усиленно перед Владимирской Божией Матерью или Казанской (много икон есть), то тогда это не поможет? А мы не впадаем тогда в грех язычества, если молимся какой-то определенной иконе, а не Самой Богородице?»

– Мы сейчас только об этом и говорим. Повторю, что есть молебен, специально созданный для помощи зависимым, есть икона «Неупиваемая Чаша», которая отмечена чудесами исцеления от зависимостей, есть специальный молитвенный чин – акафист этой иконе, в котором есть слова о болящем человеке. Но затем мы подчеркнули, что необходимо вообще молиться Богу прежде всего и Богородице, а не конкретно перед какой-то иконой или какому-то одному святому. Молитва – это свобода, это проявление нашей религиозной жизни, которая основана на свободе, любое насилие в религии встречает только отторжение. Вся история человечества основывается на том, что Бог не может заставить нас насильно Себя любить. Часто спрашивают: «Почему так много зла в мире? Почему кто-то страдает, а вот этот плохой человек не страдает?» Весь трагизм жизни человека в том, что мы свободны и должны свободно идти к Богу, преодолевая трудности, испытывая страдания, а в молитве тем более проявляется наша религиозная свобода, поэтому молитесь как хотите. Конечно, здесь необходима умеренность и чинность, но тем не менее свобода должна быть: нравится другая икона Богородицы – молитесь перед ней.

Мы говорили о суевериях в церковной жизни, но бывает и обратный полюс, когда возникает некий протестантизм и вообще отрицается присутствие святыни и благодати Божией в материальных объектах. У нас действительно есть тайна чудотворных икон, которая зафиксирована фактами чудотворений, но мы не знаем, почему одна икона чудотворная, а другая нет. Мы принимаем это как факт и свидетельствуем, что благодать Божия влияет на материю, и наша убежденность в этом восходит к догмату воплощения Христа: Бог стал Человеком, принял на Себя материальный мир, соединился с ним, то есть благодать Божия может соединяться с материей. А есть протестантизм, который отрицает святыни как таковые: иконы, мощи святых, почитание святых. Здесь надо быть посередине, нельзя впадать в крайности.

Однажды я был в паломнической поездке. Это было давно, мы ехали в Почаев, Киев и далее – опять в Россию. После поездки у меня оказались варежки, тапочки и шапочка от разных святынь. Есть такая традиция. К этому надо спокойно относиться, не надо делать из этого какой-то культ, например, шапочки, которая даже не помню откуда у меня появилась. Бывает, приходишь в дом к человеку, а у него целая полка маслиц от разных икон, которые он собирает. На мой взгляд, это не совсем нормально. Хорошо помазываться маслицем, но необязательно собирать такую большую коллекцию и жить этим – во всем должна быть умеренность.

– Вы являетесь руководителем Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании. Что Вам видится и открывается с высоты руководящей должности этого Центра?

– Честно говоря, у нас достаточно маленький Центр. Открывается то, что есть возможность получать церковную помощь зависимым людям и созависимым – их родственникам. Такие люди могут обращаться в Церковь, и в этой области есть определенные направления социального служения. Например, в нашей епархии есть наш Координационный центр, нам можно позвонить в будние дни с 10 до 17 часов, у нас открытая линия, по сути – это телефон доверия, можно позвонить и обсудить эту проблему по телефону: 8-911-170-54-04. Звоните. У нас есть добрые дела в этом направлении, есть целый ряд церковных проектов. Так, в Русской Православной Церкви есть около шестидесяти реабилитационных центров – это реально работающие проекты, которые помогают зависимым людям, а не пустые цифры на бумаге.

У нашего Координационного центра есть своя реабилитационная программа, свой дневной стационар, но мы помогаем людям проходить и другие реабилитационные программы, поэтому можно нам звонить, мы вам поможем, подскажем, куда обратиться, где найти информацию. Мы столкнулись с тем, что отсутствие информации – одна из основных проблем на сегодня. В нашем регионе тем, кто просит, помощь оказывается, ее достаточно: проекты есть, они работают, и тем людям, которые обращаются за помощью, не отказывают. Но не отлажен механизм вхождения зависимых людей в программы помощи, часто у них нет мотивации: сами зависимые не мотивированы получать помощь, они этого не хотят, помощи ищут родственники. Здесь есть свои сложности, которые родственники могут помочь преодолеть, мотивируя своего близкого человека на лечение, в каком-то смысле даже заставляя его.

В идеале, конечно, желательно, чтобы сам человек дошел до осознания необходимости в помощи, но если такой мотивации нет, хотя бы тот факт, что родственники его гонят и заставляют обратиться за помощью, будет являться началом работы, дальше мы включимся и поможем развить это позитивное начало. Но надо четко понимать, что наркотическая и алкогольная зависимости не проходят сами собой. Есть такие случаи, когда человек сам по себе, своими силами – может, даже силой Божией – оставляет эту зависимость без каких-то внешних влияний и усилий, но их очень мало. Чаще всего внешняя помощь необходима.

Наркомания и алкоголизм – это тяжелейшие заболевания с точки зрения медицины. Это сфера наркологии, а наркология – это область психиатрии. То есть это тяжелейшие заболевания, которые необходимо лечить: без лечения не будет результатов. На сегодня это медикаментозное лечение, когда человека выводят из абстинентного синдрома, приводят его в чувство, а дальше следует реабилитация, без которой не будет серьезного результата. Поэтому такие практики помощи зависимым, как химзащита, кодирование, так называемая «подшивка», не работают: на какое-то время человек отвлекается под страхом, что ему будет плохо, если он употребит, но внутренняя проблема, та внутренняя боль, которая и приводит к зависимости, остается. Ее необходимо выявить и работать с ней, чтобы человек смог разрешить свой внутренний конфликт.

С духовной точки зрения основой внутреннего конфликта является жизнь вне Бога. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что человек живет безбожной жизнью, что и приводит к зависимостям, поэтому лучшей профилактикой является духовное воспитание. Конечно, возникают вопросы, как организовать такое воспитание, выстроить ту или иную систему духовного воспитания в обществе. Это отдельная и очень сложная тема, потому что передать веру и не вызвать отторжения сухостью и догматичностью очень сложно. Наверное, это возможно, если действовать только по особой благодати Божией, а не самочинно. А другого выхода нет: без духовного просвещения народа мы не изменим ситуацию. Уходят одни наркотики, приходят другие, и если есть эта яма духовная – безбожная жизнь, то она будет воплощаться в те или иные пороки, поэтому есть надежда на христианизацию нашей жизни через обращение к вере широких слоев населения.

– Часто задается очень болезненный вопрос о тех семьях, жизнь которых превращается в ад за счет того, что есть зависимый человек, который уже ничего не воспринимает и просто портит жизнь своим ближним. Есть ли какой-то выход из этой тяжелой ситуации?

– Вы задали общий вопрос, в то же время он требует какой-то конкретики. Я думаю, что в каждой ситуации нужно разбираться отдельно: смотреть, что происходит, какие взаимоотношения в семье и что можно сделать. Общие советы здесь трудно давать. Когда рядом живет зависимый человек, у находящегося с ним близкого человека невольно возникает созависимое поведение. Например, для матери это тотальное включение в зависимое поведение сына, когда она уже не мыслит свою жизнь без наркотизации ребенка. Это настолько мощное явление, вплоть до психических расстройств. Родитель начинает жить зависимостью своего ребенка, к которой у него, естественно, негативное отношение, но вся его жизнь при этом выстраивается под зависимое поведение ребенка.

Один из таких общих советов: выходить из созависимого поведения, бороться с ним, не делать свою жизнь продолжением зависимости родственника. Понятно, что когда живешь в одной квартире с зависимым человеком, это трудно осуществить, и здесь другие способы надо искать, может, даже разъехаться. Но ситуации бывают очень разные, и реакции людей на одно и то же действие могут быть противоположными, поэтому здесь трудно давать общие советы, но уходить от созависимости надо. Следует помнить, что наркотическая и алкогольная зависимости – это проблема всей семьи, а не только одного зависимого человека. Есть даже такая фраза: «Видимая катастрофа жизни ребенка – это свидетельство невидимой катастрофы родителей», их жизнь породила зависимость чада, значит надо эту жизнь менять. И один из ответов на Ваш вопрос – менять свою жизнь, из безбожной делать ее подчиненной Богу.

Если это верующая семья (а в них тоже бывает такая трагедия), значит в семье есть какой-то духовный изъян, ненормальный настрой веры. Я встречал в своей практике наркозависимых молодых людей, которые вышли из православных семей. Там доминировало психологическое насилие над детьми, которое вообще-то довольно часто встречается в семейной жизни, но здесь есть очень тонкая грань. Мы как воспитатели должны оказывать влияние на детей, вести их к Богу, к гармоничному развитию их личности, но при этом не должны насильно заставлять их что-либо делать. Где проходит та грань, за которой заканчивается воспитание и начинается насилие над личностью ребенка? Ведь действительно дети находятся во власти родителей, которая должна не задавить, а помочь детям возрасти и стать достойными членами общества. Это огромная проблема, поскольку часто мы встречаемся с тем, что родители подавляют детей, заставляют их ходить в церковь, молиться, и в результате, когда ребенок приобретает подростковую самостоятельность, он отказывается от всего этого.

Часто приходится слышать от родителей, что раньше ребенок был чуть ли не идеальным и вдруг стал наркоманом. Это «вдруг» очень пугает, поскольку говорит о том, что родитель не видел истинную картину души своего ребенка. Он не вдруг стал наркоманом, это был целый процесс, который родитель пропустил, имея совершенно иную картину жизни. И вот когда ребенок об этом заявил или неожиданно все это вскрылось, только тогда у родителя произошла встреча с реальностью. Наша задача стараться – чем раньше, тем лучше – увидеть реальность того, что происходит. Одна из проблем наркотизации в том, что порой родители не верят в это. Мы могли бы назвать те моменты, на которые следует обращать внимание. В следующий раз мы обязательно это сделаем.

– В каком состоянии зависимому можно обратиться к вам в Центр? Я знаю такое правило, что только трезвый человек может обращаться за подобной помощью.

– Правило современной наркологии и помощи зависимым людям – отсутствие принудительного лечения. Для того чтобы проходить какую-то реабилитационную программу, необходимо согласие и участие самого человека. Есть идеи принудительного лечения, которые обсуждаются на государственном уровне, но главное, что сейчас наконец-то создается государственная реабилитационная система помощи зависимым людям.

Окончание

Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие

О депрессии и отчаянии

На главную страницу сайта - Семья и Вера