Дети, ребята, мальчики, девочки

Мир школьников: детское общение

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Чтобы предотвратить всходы многих плевелов в душе наших подрастающих детей, мы должны постараться не допустить их сев, усердно сеемый невоспитанным миром. Этот труд касается не только родителей но и педагогов, воспитателей.

Автор нашего сайта, Владимир Мусин, являясь педагогом и воспитателем Военно-патриотического клуба “Отчий край”, особенно обеспокоен складывающейся не в пользу хорошего воспитания школьников ситуацией.

окончание

Владимир Константинович Мусин

К сожалению, Общество православных педагогов, как и православных психологов предпочитает стоять вдалеке от работы с теми процессами, которые порождают и закрепляют в детях те гадостные вещи, от которых мы их затем стремимся излечить и отвратить.

Некоторым всё же видится, что вникать в тонкую структуру того, как формируются детские стереотипы, очень продуктивно. Когда мы вдруг сталкиваемся с материалами, проникновенно говорящими об этом, всегда восхищаемся – даже если правда, раскрываемая в них, нас возмущает. Чего стоит, к примеру, знаменитая, замечательная книга Януша Корчака “Как любить ребёнка“! Откровения о детском мире, приведённые в ней, породили массу подобных попыток. Большинство из них в подмётки этой книге не годятся.

Недавно наткнулся на очередную рассылку по этому вопросу. Она кратка, но без болезной предвзятости вводит нас в тот самый, детский мир, мир отношений между детьми, мир очень автономный, сокровенный. Но именно он для большинства детей во многом определяет их дальнейшие нравственные и психологические качества – на всю жизнь. Очень часто даже более чем семья.

Очень и очень полезно родителям и педагогам держать в голове, а лучше – чувствовать такие вещи. Привожу ниже данный материал и надеюсь, что тема воспитания подрастающих детей будет всегда беспокоить посетителей нашего сайта “Семья и Вера”. Ведь основное назначение семьи – да и Веры – формирование и удержание человека в достойном образе. Образ Божий здесь – эталон . Но формируется-то в земных условиях образ – через весьма прозаические, часто низменные вещи.

Общение, дети, школьники

ДЕТИ И ОБЩЕСТВО В ШКОЛЕ

Автор: Мария Лапшина
По материалам книги Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Общение в школе очень часто становится настоящим испытанием для ребенка. Родители всеми силами стараются помочь ему пережить конфликты и преодолеть трудности. Но часто оказывают медвежью услугу, формируя неправильную модель поведения.

Авторы книги «Эмоциональный интеллект ребенка» помогают понять психологию ребенка в возрасте от 7 до 12 лет, объясняют, как себя вести в сложных ситуациях, что можно считать нормальным, а что должно вызывать опасение.

Никакой неловкости

В школе ребенок входит в большие социальные группы и подпадает под их влияние. У детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому, что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Не пытайтесь бороться с этим.

Конформизм

Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от 8 до 12 лет это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Эктомия эмоций

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками. Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.

Что чувствуете он и вы

Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью. Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности – доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников, такое поведение нормально.

Признание сверстников

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например, можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя, как другие дети, глупо. Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого

Не смейся надо мной

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых – нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье.

Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

Окончание

Воспитание детей следует начинать с младенчества

Стратегия или воспитание? О будущем наших детей

Родительские фразы, опасные для детей

Окончание для стихов

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>