Вопросы священнику

Можно ли отпевать людей, умерших от перепоя или передозировки наркотиками?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, высокая статистика гласит о том, что довольно часто настигает смерть наших сограждан, умерших от передозировки алкоголя и наркотиков. Отсюда возникает вопрос: Можно ли отпевать таких людей? Не является ли в таких случаях смерть самоубийством?

Также о. Александр попутно предлагает разобраться в следующих вопросах: Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

Окончание

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Есть такое понятие — презумпция невиновности, этот юридический термин обозначает особый подход по отношению к определению вины подозреваемого в преступлении человека. Он считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Думаю, это справедливо не только в юриспруденции, но и в жизни. Поэтому, если есть малейшая возможность предположить невиновность человека, я предпочитаю так и делать. Предпочту это делать и по отношению к тем, кто упомянут в вопросе: если есть малейший повод предположить лучший из возможных вариантов, я его и предполагаю. Если есть повод считать, что человек сознательно не стремился к смерти, то я на этот повод и опираюсь.

Именно намерение человека в данном случае является решающим фактором: ведь не считаем же мы самоубийцей, к примеру, Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. Он понимал, что идет на верную смерть, но делал это не по причине усталости от жизни, а ради спасения жизней своих соотечественников. Поэтому поступок его — не самоубийство, а самопожертвование.

протоиерей Александр ЛебедевПечальной реальностью нашей жизни являются случаи смерти вроде бы верующих, вроде бы крещеных людей, от далеко не православного образа жизни. Но не думаю, что горький пьяница пьет с намерением поскорее покончить с жизнью, для этого есть другие, более быстрые и более надежные способы. Такой человек, учитывая его намерение, — не самоубийца, а жертва. Жертва собственной страсти, которой он не в силах противостоять. То же самое и наркоман: он употребляет наркотик не ради приближения своей смерти, а сначала — ради кайфа, а затем — чтобы снять «ломку», избежать боли. Я не вижу в этом умысла на самоубийство.

Да, он безвольный, да, несчастный, да, часто опустившийся человек и преступник, но не самоубийца. Говорят, бывает, что передозировка устраивается специально — так называемый «золотой укол», однако же чаще такое случается непреднамеренно, когда наркоману попадается не так сильно, как обычно, разбавленный порошок.

Короче, сам по себе факт смерти, в результате перепоя или передозировки, без каких-то дополнительных сведений (предсмертной записки, к примеру) не является основанием для утверждения о самоубийстве человека. Умершие такой смертью нуждаются не только в отпевании, а в усиленных молитвах о прощении грехов и упокоении души, потому что их образ жизни внушает серьезные опасения за их посмертную участь.

 — Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

— Нет, молиться за усопших можно и нужно, каким бы образом они ни были погребены. Другое дело, что способ погребения у представителей различных религий может быть разным, и в этом отношении способ погребения может свидетельствовать о вере.

Известно, что индуисты своих умерших сжигают, — естественно, за них мы молиться не можем. А вот, к примеру, святой Поликарп Смирнский был сожжен за отказ приносить жертвы идолам, и это нисколько не препятствует нам не то что молиться за него — к нему самому обращаться за молитвенной помощью.

Способ погребения имеет значение не для Бога и не для умерших, а для нас, живущих. Предание земле чрезвычайно символично, оно рождает в нас ощущение посеянного зерна. Зерно бросают в землю, но это только видимость его смерти, а на самом деле — начало роста этого зерна и преображения его в нечто несравнимое с его прошлым существованием — в живой и обильный дарами колос. Подобно зерну, земле предается наше тело, которое апостол Павел называет «душевным», а восстанет из земли на Страшный Суд тело духовное, преображенное и намного более, чем сейчас, пропитанное жизнью. Поэтому Церковь и отдает предпочтение захоронению, как наиболее поучительному для нас способу погребения».

окончание

Беседы с Батюшкой. Помощь зависимым

Алкоголь и наркомания… Есть ли выход?

Окончание для стихов

 << На главную страницу           Вопросы священнику >>