Преподобный Герасим и лев

О братьях наших меньших

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Животные — это братья наши меньшие! Во времена райской жизни Адама и Евы, львы, тигры, овцы, кошки, собаки, волки, слоны и другие животные жили вместе и питались травой. Никто друг друга не поедал, ибо царила среди них любовь и мир. Когда же произошло грехопадение человека, грех повлиял и на животных, ибо человек — венец творения, так сказать — глава всему живому. А, как известно, рыба начинает портиться с головы. Так случилось и с животными, которые, между прочим, имеют свой индивидуальный характер, свои привычки.

Ниже мы прилагаем размышления архимандрита Амвросия (Фонтрие) на тему любви к домашним животным, где, в частности, ответил и на вопрос: Есть ли у животных душа?

Окончание

«В Священном Писании сказано: «блажен, кто милует скоты» (Притч.-12,10). Там не сказано, что надо любить, но надо миловать. Животных надо накормить, дать им кров. Но многие имеют собак, кошек, и больше занимаются с ними, чем уделяют любви и внимания ближним.

Нам Господь дал заповедь – любить Бога и любить ближних. Но подчас больше любим малую тварь, нежели главное создание Божие – человека. Замечено учеными, что люди, любящие животных, очень мало любят ближних, у них все чувства направлены только на животных. Это нарушение Заповеди Господней.

Корова, овца, курица и мышьМоя сестра Мария купила себе корову. Корова дойная, но с характером. Когда ее стали доить, она неудобно встала. Сестра ее слегка стукнула по ноге и сказала: «Ну-ка, поставь ногу, как положено». Корова обиделась и не дала молока. Сестра выгнала ее во двор. В это время шла другая сестра и увидела: корова стоит и плачет. Слезы прямо капают. Подходит корова к этой сестре, сказать-то ничего не может, но видно сразу – жалуется. Сестра эта в дом вошла и говорит: «Мария, корова-то плачет».– «Да, вот, я ей немножко грубовато сказала, да по ноге ударила. Она мне молока после этого не дала». Ну, что делать-то, надо примириться как-то с коровой, помиловать ее. Взяли, отрезали хлеба, посыпали солью; вышли, дали ей, погладили. Корова-то и успокоилась, стала после этого молоко давать. И такое в жизни бывает.

А вот еще случай. Одна девушка пошла на озеро за водой. За ней щенок увязался. Дело было поздней осенью, озеро тоненьким льдом покрылось, и снежком его припорошило. Собачка побежала по снежку, да и провалилась. Хочет вылезти, а лед обламывается. Девушка говорит: «Я хотела коромыслом ее достать, а она испугалась, да от меня дальше отплыла. Мне пришлось в холодную воду броситься, чтобы поймать ее и вытащить. Вытащила, а она с такой радостью ко мне кидается. Бегает вокруг, трясется, лает от радости, прыгает; радуется, что спасла ее. На другой день снится мне сон. Вижу этого же щенка. Он подходит ко мне и человеческим голосом говорит: «Матронушка! Я за тебя Богу молюсь!» Это Господь вразумил ее, чтобы она миловала животных.

А ведь сколько людей, которые бьют коров, лошадей; знаете, как в колхозах их мучают. Тут как-то один человек поехал в колхоз за сеном. Запрягли ему лошадь, нагрузили, он и поехал. Поехал, а лошадь вдруг встала и ни с места. Он и тянул ее, и толкал, и уговаривал, а она и ухом не ведет. Рядом оказался колхозник, он и говорит ему: «Что ж ты, милый мой? У нас лошади колхозные, они не привыкли к городской культуре». И как пустил десятиэтажным матом, лошадь услышала знакомые слова, «свой звук» – и пошла.

ИАрхимандрит Амвросий (Фонтрие) у нас не только лошади живут на таком «горючем». Народ привык к этому. По-хорошему не понимают, работать не хотят, а как бригадир запустит матом, все рабочие сразу просыпаются и начинают работать. Вот до какой низости мы пали, вот какие мы испорченные. И эта наша греховность отражается на всем живом, на каждой скотине, из-за нас бессловесные твари страдают…

 — Есть ли у животного душа?

Да, она у него есть, но душа неразумная, она находится в крови животного. Знаете, когда в Эдемском раю жили первые люди – Адам и Ева, тогда греха еще не было. Все животные жили дружно. Тигры, львы – и здесь же овцы, люди; все вместе спали, все вместе травкой питались. Господь создал человека и животных и дал им в пищу траву. В раю никто друг друга не поедал. И человек животных не ел. Все дружно жили и были довольны, потому что силу дает вовсе даже не мясная пища, а растительная – там есть все необходимое. После грехопадения прародителей вся природа стенает. Все животные ждут от человека, когда он исправится и будет свято жить…

Знаете ли вы, что к святым близко-близко подходили медведи, лоси, львы, тигры, слоны, и никто из них не бросался на людей. Потому что они чувствовали, что этот человек – раб Божий и живет свято. А грешники внесли свою испорченность и в жизнь животных. Сколько в море рыб, подкарауливающих мелкую рыбешку, кидающихся на нее из засады и пожирающих в мгновение ока. А за этими хищниками охотится другая, более крупная, а за той – еще большая. Так друг друга и поедают. И животные живут также. Грех человека вошел в природу, и вся земля страдает. Животный и растительный мир живет с болезнями, со смертями, постоянно случаются наводнения, землетрясения, смерчи, бури…»

Окончание, конец

Святой покровитель домашних животных

Исцеление кота святой Матронушкой!

Бессмертна ли душа животных? Вопросы священнику

Сайт Семья и Вера