Болезнь, больной, молитва

О необходимости скорбей и болезней в нашей жизни

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Болезнь постигшая нас, не всегда бывает наказанием или последствием греха. Чаще всего, болезнь — это благословение, дар Божий, способный уберечь нас от греха. Преподобный Антоний Оптинский пишет следующее:

«Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных».

Человек, пораженный болезнью, уже по другому смотрит на жизнь. Он умеет ценить ее, радоваться ей; умеет сопереживать окружающим, ибо не по наслышке знает, что такое — страдание…

Болезнь, переносимая с благодарностью, способна помочь нам обрести Жизнь Вечную в Царствии Небесном. 

Святитель Феофан Затворник говорит:

 «У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.

Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. … Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.

Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай… Болезни — молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом — в виде хлеба — в печь и, наконец, — на трапезу Божию.

Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье — ничто.»

Вот что пишет о болезнях и скорбях в нашей жизни иерей Виталий Беспалко:

Окончание

«Болезнь часто не исцеляется до конца, потому что она дает человеку покаяние и смирение. И чтобы душа человеческая имела, так сказать, «более качественную» природу для райских обителей, для Царства Небесного, Господь попускает те или иные болезни человеку.

Даже многие святые люди не получали полного исцеления от своей болезни. Например, старец Амвросий Оптинский много лет болел сам, а при этом по его молитвам Господь совершал чудеса. Апостол Павел трижды молил Господа, чтобы Тот избавил его от недуга. Но Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Видимо, Господь этой болезнью его смирял. Блаженная Матрона Московская — сколько у нее было благодати для других! А сама не была исцелена от слепоты.

То есть Господь оставляет человеку болезнь для смирения, для исцеления души. Ведь тело действительно является «кожаными ризами», той оболочкой, которую мы получили в наследие после грехопадения первых людей.

Часто люди просят: «Батюшка, помогите исцелиться. Непременно исцелиться!» Ну почему непременно тебе нужно исцелиться? С одной стороны, понимаешь, конечно, людей и жалко их, но явно видишь, что не будет им к добру это исцеление. Явно видишь, что люди не нуждаются в исцелении тела, им нужно, прежде всего, душу исцелить. Они настаивают: что нужно? Заказать Молебен? Сделать то и то? Лишь бы выздороветь! А это не самое главное.

Вот, на своем личном примере говорю, у меня есть немощи, болезни: панкреатит, язва. Конечно, как и каждому человеку, хочется исцелиться. Но, с другой стороны, понимаю, что это меня сдерживает, скажем, от гнева. Может быть, это мое лекарство. Сам себе говорю: «Нельзя тебе, отец Виталий, раздражаться, нельзя гневаться».

Хотя, конечно же, молюсь об исцелении, конечно же, хочу исцелиться. Но понимаю: главное — все же душу исцелить. Поэтому-то Господь часто годами не дает исцеления, пока мы с вами не поймем самого главного.

Болезни, скорби, страдания человеку просто необходимы. Если бы человек не имел в своей жизни ни болезней, ни других страданий, он бы забыл про Бога.

Вот такой риторический, почти школьный вопрос: Господь изгнал Адама и Еву из рая, но ведь Он же простил их, они покаялись, Он бы мог их уже вернуть в рай. Нет, иди, походи немножко. «В поте лица своего будете добывать хлеб свой», — было сказано Адаму и Еве. То есть вам будет трудно, будут скорби и болезни. А ты, женщина, в муках будешь рожать детей. Почему? Не было у Адама и Евы ни опыта смертности, ни отторжения от Бога. После греха это должно было войти в них до мозга костей.

Болезнь всегда напоминает о нашем грехопадении. Нашем! Не Адама и Евы, а нашем! И болезнь всегда напоминает о Спасителе, о том, что мы не можем сами исцелиться.

В богослужебных молитвах мы неоднократно повторяем прошения о своем благополучии, о здравии. Как же получается, что, с одной стороны, нам полезнее скорби, но Господь позволяет нам просить благополучия? А получается так потому, что, когда просишь о благополучии со смирением, с раскаянием, значит, твоя душа уже исцелена, и ты можешь надеяться на исцеление тела.

Болезнь нам нужна, когда мы поражены грехом, забвением Бога, отхождением от Бога.

Дарование жизни без участия человека не на пользу ему. Представьте, человек, который не покаялся, получает временное исцеление, а человек остался не исцеленным внутри. Это рано или поздно приводит к еще большим трагедиям. Без покаяния нет смысла в исцелении».

Окончание, конец

Болезнь, как повод задуматься о вечности

Возможно ли чудо исцеления в наши дни?

Сайт Семья и Вера