Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
7-день Святок (13 января) ознаменован прощанием с праздником Рождества Христова. На церковном языке этот день называется Отданием Рождества Христова. При этом празднование Рождества Христова в народе – продолжается! Святые дни (Святки) будут продолжатся вплоть до Крещенского Сочельника, и мы будем с Вами продолжать петь и слушать Рождественские песнопения и колядки!
Ниже мы прилагаем отрывок из “Книги Рождественской радости”, посвященный 7-дню Святых дней (Святок):
Ирмос песни девятой канона Рождества Христова
святого Иоанна Дамаскина
Любити убо нам, яко безбедное, страхом удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
[Перевод с церковно-славянского языка]
«По страху нам легче бы хранить молчание, как дело безопасное, по любви же, Дева, ткать песнопения, с усердием составленные, трудно; но Ты, Матерь, и силу подавай по мере природного призвания».
(Ольга Клюкина. Святые в истории. IV-VII века).
Когда Эмилия подросла, все называли ее первой красавицей в Кесарии. Многие мужчины стали искать ее любви, и дошло до того, что один даже пообещал ее выкрасть. Тогда Эмилия поняла: защитой от враждебного мира для нее станет семья – и сама выбрала себе жениха.
Им стал адвокат и учитель риторики Василий, сын уважаемых в Неокесарии христиан Макрины и Василия. Молодой человек был образован, воспитан и добр, да и профессию адвоката он выбрал для того, чтобы защищать несправедливо обиженных.
Их молодость пришлась на необычное время – многие люди тогда чувствовали ветер перемен. Епископ Евсевий Кесарийский хорошо передает настроение этих дней: «У людей пропал страх перед теми, кто их притеснял. В блеске и великолепии начались праздничные дни. Все было наполнено светом… Прежние горести были забыты, и похоронено всякое воспоминание о безбожии. Везде были развешаны указы победоносного императора, полные человеколюбия и терпимости… Тирания была устранена, Константин и его сын получили империю, которая им принадлежала по праву. И они изгнали из жизни ненависть к Богу».
В Константинополе и других больших городах на праздник Пасхи на улицах зажигали восковые столбы, и всем действительно казалось, что даже ночи превратились в светлый праздничный день.
Были запрещены гладиаторские бои и казнь через распятие, введен праздник воскресного дня в честь воскресшего Христа.
«Если кто к рудникам приговорен, не должен получать клеймо на лице. По подобию небесной красоты созданный лик не должен быть испорчен», – объявлялось одним из указов императора Константина. Многие его указы для христиан звучали, как поэзия, дивная мелодия.
И еще одно имя в то время было на устах у всех – Елена, мать императора. Императрице Елене было почти восемьдесят лет, и все были поражены, как, будучи уже в столь преклонных летах, она сумела осуществить такую миссию – организовать в Иерусалиме раскопки на месте, где был распят Иисус Христос.
На Голгофе была раскопана пещера, в которой, согласно преданию, был погребен Спаситель, обретен тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса, четыре гвоздя, которыми Он был прибит к Кресту, и титло с аббревиатурой, означающей «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19).
Это было настоящее торжество христианской веры: теперь все должны были убедиться в правдивости того, что написано в Евангелии, и тоже уверовать. Вот же они – этот Крест, эти самые гвозди…
На местах библейских событий благодаря щедрости Константина начали строиться величественные храмы: храм Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, церковь Святого Семейства в иерусалимской Гефсимании, базилика Рождества Христова в Вифлееме, другие.
События тех лет вообще впечатляют своим грандиозным масштабом – раскопки в Иерусалиме, обретение Животворящего Креста, Первый Вселенский собор в Никее. Многое было впервые и казалось таким смелым, неожиданным, небывалым.
Должно быть, дух свободы проявлялся и в обычной, частной жизни людей того времени, помогал на многие вещи взглянуть по-новому.
…
В 330 году ушла из жизни и многими была оплакана царица Елена.
В том же году у Эмилии родился сын, названный в честь деда и отца Василием. Затем родились Навкратий, дочь Феозва, другие дети. Третьего сына назвали Григорием – в семье свято чтили память Григория, епископа Неокесарийского.
«Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием…» (1 Тим. 2: 14,15), – говорил апостол Павел, благословляя семейную жизнь.
4-й день Святок. Духовное чтение
5-й день Святок. Духовное чтение
6-й день Святок. Духовное чтение
<< На главную страницу Рождественская рубрика >>