Храм, дети, подростки

Что делать, если подросший ребенок охладел к вере?

Добрый день, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Охлаждения к вере, потеря интереса к духовной жизни, увы — имеет большую тенденцию среди подрастающей молодежи. Подростки вовлекаются в соблазны мира сего, и с легкомысленностью забывают о своем Создателе…

Одна православная женщина задала следующий вопрос: “Мой ребенок до 15 лет ходил вместе со мною в Храм, потом совсем перестал. Как к этому относиться? В нашем Храме за воскресной службой более 300 человек. Но это либо пожилые люди, либо дети. Молодежь очень редко заходит в Храм, чаще для Венчания или иных треб. Многие дети взрослея, как и мой ребенок, пропадают неизвестно куда, и мы их не видим в Храме за службой. Поясните, батюшка, что же с ними происходит, куда пропадают наши дети?

Ниже мы приводим пространный ответ протоиерея Олега Стеняева.

заглавие

Протоиерей Олег Стеняев

“На прошедшем архиерейском соборе Святейший Патриарх обратил внимание на то обстоятельство, что многие из числа прошедших обучение в воскресных школах, потом в храмы не ходят, они как бы растворяются в мирской жизни. Патриарх предложил отцам Собора более серьезно отнестись к данной проблеме, прочувствовать ее и найти выход из создавшейся ситуации.

Возраст от 15-ти лет до 35-ти лет есть время некой духовной невменяемости человека. Молодость и есть самая опасная пора в жизни человека. Когда в 13–14 лет в молодом человеке пробуждается сексуальное чувство, оно потом доминирует и преобладает в нем до 35-45 лет. Именно в этот период жизни человека происходит накапливание греховности. В Книге Иова мы находим такие слова: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов 20,11).

Грехи юности (молодости), которые накапливаются человеком именно от времени его полового созревания и до первых признаков старения организма, — есть самый опасный период в жизни человека. Премудрый Соломон писал о молодых: «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу» (Прит.7,6–7). Подобная характеристика молодости, неопытность и неразумность, есть именно библейская характеристика самому печальному периоду в жизни человека.

Греховный мир и порочные люди воспевают молодость, но любой верующий человек с ужасом вспоминает греховную беспечность своей собственной молодости и ни за что не желает вернуться к сим дням порочной юности своей. Светло и чисто наше детство, осмысленны и вдумчивы годы зрелости и старости, и только юность наша, как предатель, настигает нас и напоминает о прежде содеянных грехах и преступлениях.

Грешники не понимают трагизма дней юности своей, она представляется им неким непрекращающимся праздником. Да! Молодость и есть праздник и веселье, но вслед за ними придет горькое разочарование и страх грядущих судов Божиих. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11,9).

Итак, молодость напаяет нас грехами, переполняет нас ими, и именно поэтому она столь неохотно вспоминается духовно зрелыми людьми. Мы так не хотим, чтобы прежде содеянные грехи настигали нас, ввергая душу в тиски отчаяния и уныния! Я не знаю ни одного зрелого христианина, который вспоминал бы свою молодость с восторгом, напротив, глубокое чувство сожаления наполняет душу верующего, когда он вспоминает беспечность греховности дней юности и молодости своей. Если бы не светлое и радостное детство, то, оборачиваясь в прошлое, мы так и не смогли бы найти ничего светлого и подлинно радостного.

Западный мир весь сориентирован на культ молодости и юности. Когда видишь молодящихся иностранных туристов, этих одетых под молодежный стиль старушек и старичков, видишь их искусственный румянец и притянутую к ушам кожу, то единственно о чем можно подумать, так это о живых трупах (зомби). Такие люди и выглядят, как гробы раскрашенные. Нормальный христианин не стыдится старости своей, не стыдится детства своего; единственное, что его может по-настоящему беспокоить, так это беспечная в своей греховной лихорадке молодость его. Сказано в Писании: «Поэтому о юношах его не порадуется Господь…» (Ис.9,17). Действительно, нечему и радоваться, когда страсти молодости вытесняют из сердец молодых всякую рассудительность и осторожность. Я очень сочувствую молодым верующим, и в утешение им мне хочется сказать: те проблемы, с которыми вы теперь сталкиваетесь, они не всегда будут лихорадить вас и подавлять вашу христианскую совесть. Духовно созрев, вы освободитесь от власти инстинктов бушующего тела и обретете спокойствие и духовное умиротворение уже в этой земной жизни; хотя полностью мы так и не сможем освободиться от тех проблем, которые создала для нас наша собственная молодость, они как некий дамоклов меч будут тяготеть над нами до нашего последнего издыхания.

В наше время, если человеку за 40 лет, то он считается неперспективным, и ему могут отказать в устройстве на работу. Но по-настоящему жизнь и начинается, когда греховная блудливая лихорадка молодости покидает человека. У праведного Авраама его духовная жизнь началась, когда ему было 75 лет. А теперь молодые, т.е. наиболее подверженные греховным влияниям плоти, приходят во власть и в политики, и в бизнесе, и даже в религии. Но что может сделать доброго духовно и нравственно невменяемый молодой человек? В Писании сказано: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис.3,4–5). Действительно, именно молодые чаще попадают в тюрьмы, секты, становятся наркоманами, совершают самые бессмысленные и жестокие преступления. Преступность стремительно молодеет; стремительно молодеет и проституция. Молодость мира погружается в полное духовное бесчувствие и забвение. Молодые редко заходят в храмы, редко участвуют в таинствах Церкви, они ленивы и в постижении божественных истин. Об одном юноше, который посещал первые христианские собрания, сказано в Библии: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым» (Деян.20,9). Молодость не способна услышать и ап. Павла, засыпает под звуки духовных струн этой арфы Духа Святаго и кувырком падает с третьего этажа.

Они (молодые) охотнее проводят время по дискотекам и ночным клубам, нежели в молитвах и изучении Священного Писания. Компьютер для них стал важнее книги, виртуальная реальность им ближе действительной реальности. Они и сами в своей виртуальной невменяемости — как некая нереальность. Мы не понимаем их, они не понимают нас. Контузия греховного вожделения — вот главный бич современной нам молодежи. Они акселераты, но духовные карлики, а некоторые — и как чудовища. О последних днях сказано: «Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ» (3Езд.5,8). Эти чудовищные акселераты, переросшие своих родителей, обкуренные и обколотые, ходят стаями по нашим дворам и улицам и терзают и мучают ни в чем не повинных людей. Их боятся даже уголовники, потому что они хуже любых уголовников. Последние называют их «отморозками».

Но есть и другая юность, Юность, преданная Богу. Именно о таковой юности и сказано в Писании: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70,17–18). Христианские родители должны постараться обеспечить подлинно религиозно значимую жизнь для своих детей. Сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6,4); и еще: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22,6).

Молодость — время особых, новых для ребенка испытаний и искушений, которые ранее не были известны ему. Ребенок, входящий во взрослую жизнь, сталкивается с таким стрессом новой формы своего бытия, что ему совершенно необходимо оказать духовную помощь. Сказано для молодых: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим.2,22).

Юношеские похоти — начало серьезных падений для наших детей. Конечно, с тех времен, когда был написан Новый Завет, многое изменилось в нашей жизни, но только не человеческая натура. Поэтому Слово Божие по-прежнему актуально и действенно. Именно Библия может помочь нашим детям увидеть суть надвигающихся на них проблем. С другой стороны, Писание помогает молодому человеку обрести надежду на будущее. Так как Слово Божие есть Господне руководство к действию, то от Писания надо ждать таких советов, которые реально могут нам помочь. Тысячи и тысячи молодых православных христиан, которые прислушиваются к библейским наставлениям, опытно убеждаются, как божественные законы могут положительно влиять на их жизнь.

Священное Писание помогает и молодым и старым и даже совсем юным. Постигая Слово Божие и применяя его советы в своей жизни, наша молодежь сможет правильно организовать себя не только в этой, земной, но и в будущей жизни. Сказано: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: “нет мне удовольствия в них!”» (Екк.12,1). Удовольствия и увлечения молодости рано или поздно пресытят человека, он истощит свою греховную фантазию, и с чем он тогда останется, если свет правды Божией нисколько не коснулся его.

Поэтому не думайте, что если ваши дети перестали посещать храм и воскресную школу, все ваши попытки просветить их душу светом Евангелия не увенчались никаким успехом. Этот свет, однажды поможет им вернуться назад в Дом Божий. Если они уже исповедовались и причащались, то никакие суррогаты и подмены не смогут заменить им то, что они имели во Христе. Молодость во всей своей греховной и нравственной невменяемости, конечно, опустошит и даже искалечит их, но с годами возникнет желание, которое некогда возникло у блудного сына, который, однажды осознав все пагубность своих блужданий в стране далече, воскликнул: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15,18–19). Сказано: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6,35–37).

Да, теперь наши дети иногда перестают посещать храм, но когда, опустошенные, они захотят вернуться, Господь не оттолкнет и не прогонит их, примет, отогреет от хлада греха и вновь соделает их быти чадами Божиими.

Примером для современной молодежи мог бы послужить ап. Тимофей. Этот молодой служитель Христа был поставлен в городе Эфесе епископом. Эфес в то время был большой торговый и промышленный центр, где многие предприимчивые молодые люди делали для себя успешную карьеру. Тимофей, живя в таком городе, используя свои врожденные таланты и способности, мог бы сильно преуспеть в коммерции, но он избрал для себя нечто несравненно большее и важное. Он принял решение посвятить свою жизнь Богу. В своих Посланиях к юному Тимофею ап. Павел советовал ему: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4,7–8). Из этого текста видно, что юного Тимофея увлекал античный спор и смущали бабьи басни. Под «баснями бабьими» ап. Павел мог иметь в виду те нелепые и бессовестные слухи, которые язычники распространяли о служителях Христовых. Язычники обвиняли христиан в человеческих жертвоприношениях и свальном грехе. И сейчас многие молодые люди смущаются теми клеветами, которые мир возводит на служителей Христа и на всю Церковь Божию. Ап. Павел призывает Тимофея более упражняться в благочестии, которое одинаково полезно и в этой временной, и в будущей вечной жизни. Ап. Павел знал из своего личного опыта, что духовное богатство дает человеку именно все. Ап. Павел сам писал о себе и о других известных ему христианах: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6,10). Иными словами, он пишет, что мы ничто без Христа и все во Христе.

Самое великое преимущество и богатство для человека — это служение Вечному Богу. К сожалению, многие родители видят счастье своих детей во множестве вещей, множестве предметов и множестве вкусной и полезной пищи. Но достаток опустошает душу и делает ее совершенно не способной воспринимать высшую правду Божию. В Писании сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6,8–9).

Лично я совершенно не могу общаться с людьми, которые неожиданно обогатились за последние 10–15 лет. Мне просто не о чем с ними разговаривать. И хотя ранее я и имел с некоторыми из них дружеские отношения, теперь это для меня совершенно невозможно. Я воспринимаю их, если хотите, ставлю диагноз им, как духовно мертвым тварям. Они настолько исказили свое человеческое сознание духом вещизма, что трудно в таковых рассмотреть хотя бы остатки человеческого. С таковыми лучше и не общаться, чтобы не оскверниться их наворованным богатством. Честным путем в современной России едва ли можно обогатиться.

Надо воспитывать в детях не привязанность к богатствам и благам этого мира, а преданное чувство по отношению к Богу. Но что такое преданность Богу? И как развить в себе подобное качество?

Преданность Богу — есть глубокая личная привязанность к Творцу, исходящая из сердца, побуждаемого глубокой благодарностью Богу за все то, что мы имеем в этой жизни. Современная молодежь теряет это чувство именно потому, что желают себе слишком много лишнего, и не дорожат тем, что имеют. Одним словом их губит — жадность. Преданность Богу опирается на страх, хоть в чем-то нарушить Его святую волю. Преданность Богу именно подталкивает нас удаляться от всего того, что не побуждает нас жить, таким образом, который угоден Богу. Сказано: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6,7–9).

Возникает вопрос: могут ли преданные отношения к Богу возникнуть в жизни молодого человека спонтанно, только в силу того, что он родился в христианской семье и был крещен в детстве?

Нет! Необходимо молодому человеку развивать в себе качества, удаляющие его от греха и развивающие в нем сердечную искренность взамен бесконечной лжи, столь свойственной молодому возрасту. Сказано: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет.1, 5–9).

Молодой человек призывается, несмотря на невменяемость и нравственную неопределенность своего возраста, к тому, чтобы и ему стать цельной и зрелой личностью. Его должно влечь к исполнению религиозных обязанностей, так как к сему влекло Веселеила и Аголиава, о которых сказано, что их «…влекло сердце приступить к работе и работать» (Исх.36,2).

Хотя юный ап. Тимофей и был с детства наставлен в путях истины и подлинной религиозности, ему необходимо было совершенствоваться и в преодолении недостатков, свойственных молодому возрасту. Ап. Павел советовал юному Тимофею: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1Тим.6,5–6). Для того чтобы юному Тимофею можно было бы духовно совершенствоваться, ему необходимо было поменять круг своего общения. Та нравственная обстановка, которая царила в древнем Эфесе, мало чем отличалось от той, которая окружает и наших с вами детей. Но именно противопоставив преданность Богу разгулу страстей, ап. Тимофей и смог стать тем, кем он стал, — истинным апостолом и епископом Церкви Христовой.

Современные ап. Тимофею молодые люди поклонялись не только Артемиде Ефесской, они так же поклонялись сексу, богатству, наслаждениям живота, роскоши и классическому греческому образованию. Как современная нам молодежь напоминает нам современников ап. Тимофея! Те же приоритеты и те же стремления. Но что осталось от мира древнего Ефеса — прах, пепел и пыль. Поистине, как сказано в Писании: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6,8). Где теперь находятся современные ап. Тимофею молодые люди? — В преддверии ада! А где теперь находится блаженный Тимофей? — В РАЮ! Вот в чем подлинная разница между юностью, посвященной Богу, и молодостью, живущей во имя себя самой.

Здесь мне хочется рассказать печальную историю, которую о своем покойном брате рассказал мне ныне уже покойный Марин Серафим Иванович. Эта история произошла в далекие советские времена, когда Церковь подвергалась жесточайшим преследованиям со стороны воинствующих безбожников. У Серафима Ивановича был брат, которого звали Николаем. В отличие от своего верующего брата, Николай вел беспечный и греховный образ жизни. Однажды, беседуя с братом, Серафим Иванович сказал ему: «Николай, что ты делаешь? Тебе необходимо изменить весь образ твоей жизни, иначе ты можешь оказаться в аду». На такие решительные слова брата Николай ответил: «Вот когда я буду как наши родители, я обещаю тебе, тогда я буду ходить в церковь, молиться, поститься и каяться в своих грехах. А теперь я молодой, мне хочется ходить на танцы, играть на аккордеоне, гулять с девушками и веселиться». Услышав такой ответ, Серафим, совершенно неожиданно для самого себя (как он позже вспоминал), сказал брату: «Коля! Смотри не опоздай!» Прошло несколько дней после этого разговора, и Серафиму Ивановичу звонят по телефону, ему говорят: ваш брат такой-то и такой-то? Он отвечает: да. Ему говорят: «Он попал в автокатастрофу, у него сломан позвоночник в нескольких местах, срочно приезжайте в больницу». Оставив все, Серафим спешит к своему брату Николаю; врывается в больничную палату, где его останавливает главврач; он (врач) разводит руками и говорит: «Мы сделали все, что смогли, но ваш брат умер».

Через некоторое время тело усопшего находилось дома. Началась обычная суета вокруг мертвого. Измученный за день, Серафим Иванович опустился в кресло у ног мертвого брата и тут же, как бы погрузившись в обморок, уснул. И что же он увидел во сне? Он увидел, как дверь комнаты, где он находился, отворилась с шумом, и в комнату вошел его брат, как живой. На лице покойного был ужас, он прямо с порога, буквально выкрикнул брату в лицо: «Сима! Сима! Ты слышишь! Я опоздал!» В тот же момент Серафим Иванович проснулся…

Да, это серьезная проблема, если мы опаздываем на работу или на встречу с другом, с любимой. Но самое страшное опоздание, которое может иметь место в жизни человека, это если человек, прожив на земле, так и не успел примириться с Богом. Молодость обманчива, она обещает молодому человеку непрерывную радость праздника, но мир более чем ужасное место, чтобы здесь вести себя так беспечно.

Можем ли мы назвать тот мир, в котором мы с вами живем, безопасным и спокойным местом?

Безопасным — едва ли! Террористы захватывают школы и взрывают дискотеки. Детей похищают ради выкупа, чуть ли не на глазах их родителей. Беспомощных женщин и стариков грабят прямо средь белого дня. Экологический кризис становится жестокой реальностью в жизни каждого человека, живущего на этой планете. Ученые говорят, что в ближайшем времени каждый из нас столкнется с проблемой мутации климата на нашей земле. Во многих крупных городах воздух становится настолько загрязненным, что им просто невозможно дышать. Экономика планеты превращается в откровенный грабеж. Крупные транснациональные корпорации разоряют мелкий бизнес, обваливают экономику целых стран. Нищих и голодающих становится на планете все больше и больше. Приблизительно 900 миллионов человек по всему миру ложатся спать голодными. Военных конфликтов становится все больше. За прошедшее столетие в разных военных конфликтах погибло более 100 000 000 человек. Тот потенциал ядерного, бактериологического и химического оружия, который накоплен, может в ХХI веке, увеличить эту цифру во много и много раз.

Не снижается количество людей, умирающих от сердечных, раковых и иных заболеваний. СПИД — чума нашего времени — по-прежнему остается нерешенной проблемой нашего поколения. Но наша молодежь живет так, как будто все это их не касается. Они лихо отплясывают на дискотеках, они проваливаются в компьютерную, наркотическую, сектантскую и даже сатанинскую виртуальную реальность. То, что их не так много в наших храмах — это показатель здоровья наших приходов и нездоровья нашей российской молодежи.

Не надо удивляться, что они оставляют храмы и покидают воскресные школы; их возраст — это самая опасная пора во всей жизни человека, та пора, которая напаяет кости человека грехами. Как мы и прочитали выше в Книге Иова: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов 20,11). В той же Книге Иова сказано, что поступки нашей молодости фиксируются в Памятной книге Бога, чтобы все припомнить человеку на Страшном суде. Сказано: «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих» (Иов 13,26–27). Псалмопевец Давид, который был в ужасе от дней юности своей, восклицал: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей…» (Пс.24,6–7).

В молодости человек грешит бездумно, без всякой оглядки на совесть. И только с годами восприятие каждого греховного поступка обостряется. И если в молодости грех даже не представляется проблемой, то в зрелые годы ситуация начинает решительно меняться. Духовно зрелый человек не может и заснуть спокойно, если он в состоянии греха. А молодой может и не замечать тех ужасных изменений, которые происходят с ним в момент согрешения. Среди молодых, если посмотреть церковный календарь, почти нет святых, не считая мучеников. Ни одного молодого преподобного, ни одного богослова. Похоже, что только мученичество может возвысить неопытную юность и молодость до состояния святости.

Итак, наши дети, вступая в пору юности, молодея, входят в самый тяжелый момент своей жизни. С пониманием, терпением и состраданием отнесемся к этому их тяжелому состоянию. Пусть примером в их жизни будут такие молодые люди, как юный Иосиф Прекрасный, который бегал не за грехом, а от греха; пусть примером для них станет юный ап. и епископ Тимофей, который решительно под руководством опытного духовника ап. Павла преодолевал соблазны современного ему мира.

Посоветуйте вашим детям, молодым людям внимательно изучить оба послания ап. Павла к Тимофею, и пусть утешением для них станут слава сего Апостола: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4,12–16)”.

Окончание

Для чего необходимо приносить в Храм младенцев?

Что делать, если наш ребенок теряет веру в Бога?

Окончание для стихов

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>