Вопросы священнику

Что такое страх Божий?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем важную тему духовной жизни, касающуюся первой степени добродетели – страха Божьего, в следующих вопросах-ответах:

• Почему Бога нужно бояться?

• Что такое страх Божий и почему говорят, что с него начинаются отношения с Богом?

• Что принято называть богобоязненностью?

• Прочитал в Библии, что Христос проклял дерево – и оно сразу засохло. А чем оно провинилось?

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Первое впечатление часто обманчиво. Это верно и по отношению к словам: бывает так, что непривычное ухо в услышанном различает совсем не тот смысл, которым слова наделены. Чтобы правильно понять слова, нужно быть к ним внимательным.

Вот и словосочетание «страх Божий» очень часто воспринимается, как обозначение некоей фобии, хотя в таком случае, оно звучало бы как «страх Бога».

Предмета своего страха люди, как правило, стремятся избегать. И в этом смысле нелепо было бы говорить, что с «богофобии» начинаются отношения человека с Богом, наоборот, страх Бога, в отличие от страха Божьего, заставляет человека отвращаться от мало-мальского намека на отношения с Ним.

В словосочетании «страх Божий» речь идет не о предмете страха, а об особом его (страха) качестве: бывает страх панический, бывает неосознанный, а бывает – Божий. Он действительно возникает сразу, как только человек приобретет первый опыт богоощущения, богопознания. Ведь, как только мы приобретем какую-либо ценную вещь, у нас появляются опасения ее потерять, и для того, чтобы этого не произошло, мы принимаем соответствующие меры.

протоиерей Александр ЛебедевПодобным образом человек, узнавший на своем опыте, что Бог есть, протянувший к Нему ниточку молитвенной связи, будет бояться ее оборвать и сделает все, чтобы ее сохранить. То есть будет стремиться жить по заповедям и избегать греха. Что и принято называть богобоязненностью.

 – Прочитал в Библии, что Христос проклял дерево – и оно сразу засохло. А чем оно провинилось?

– Возмущение этим поступком Христа может, на мой взгляд, может возникнуть лишь у крайне оголтелого «гринписовца». Все же остальные люди вполне могут догадаться, что цель этого действия – донести некую спасительную мысль до человека. А для спасения человека, конечно, вполне допустимо пожертвовать деревом.

Вспомним, что произошло в окрестностях Иерусалима за три дня до распятия нашего Спасителя. Христос «…взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 12 – 24).

Прямой учительный смысл Своего действия пояснил Сам Христос – это пример действия веры, который был очень нужен апостолам, поскольку через несколько дней, вера их должна была быть подвергнута серьезному испытанию. Кроме того, в этом чуде Христос еще раз проявил Свою власть чудотворения для того, чтобы ученики не сомневались в Его божественности, когда увидят учителя распятым.

Многие видят в случае со смоковницей также и предупреждение людям: Христос ждет от нас не только декларации нашей веры, но и ее плода – добрых дел, отсутствие которых может сказаться на нашей судьбе весьма печально.

Некую пикантность этому евангельскому эпизоду придают слова евангелиста о том, что еще не время было собирать смоквы. Так что, вроде бы искать плоды на дереве – бессмысленно, а наказывать за их отсутствие – неправомерно. На мой взгляд, это напоминание нам о том, что у Бога Свои представления о времени и уместности. И в этом смысле очень рискуют люди, которые откладывают исполнение заповедей, совершение добрых дел на потом: «Вот выйду на пенсию – и буду ходить в церковь»; «Разверну дело, заработаю миллион – и буду заниматься благотворительностью»… Согласитесь, весьма знакомая ситуация. Как оказывается – и весьма опасная, потому что Христос может потребовать от нас плодов нашей веры тогда, когда мы к этому будем совсем не готовы».

окончание

О страхе Божием – наставление прп. Серафима

Какова цель человеческой жизни?

Сайт - Семья и Вера