Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Одна православная женщина задала следующий вопрос, который волнует многих людей, не понимающих слов молитв и песнопений богослужений:
“В одном из духовных журналов я прочитала, что не разрешается в церкви читать про себя собственных молитв, а также молитвы православные по книжкам отдельно от церковного пения, особенно на всенощной, когда так читается всё быстро и неразборчиво, что нельзя уловить смысла молитв. Когда я молюсь за литургией, которую хорошо знаю, то я могу не пользоваться другими молитвами, но за всенощной — иное дело. Я должна читать про себя хоть Иисусову молитву, что раньше мне и разрешал мой духовник: он мне говорил, что какой-то святитель (забыла имя) говорил, что «если вы в церкви не понимаете чтения, тогда нужно читать молитву Иисусову». Что же теперь? Я, значит, не могу ходить ко всенощной, если я не понимаю чтения? Раньше я читала другие молитвы, и мое внимание не разбивалось”.
Отвечает архиепископ Аверкий (Таушев):
“В храме совершается общественное Богослужение. Это — общая молитва всех верующих, которые объединяются духовно в этой общей молитве об одном и том же — об общих своих нуждах духовных и телесных. Поэтому неправильно поступает тот, кто, приходя в храм на Богослужение, не желает участвовать в этой общей молитве, которая должна совершаться « едиными усты и единем сердцем», а молится сам по себе, отдельно от обще-церковной молитвы. Лишь в этом смысле и только в этом запрещается в православном храме молитва отдельная, своими особыми молитвами, по молитвенным книжкам, как это принято, например, у римо-католиков, которые не участвуют в общей церковной молитве, как мы, православные.
НО СЛЕДИТЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОМУ «ВЕЛИКОМУ СБОРНИКУ» ИЛИ ПО ДРУГИМ БОГОСЛУЖЕБНЫМ ИЛИ МОЛИТВЕННЫМ КНИГАМ, СОДЕРЖАЩИМ В СЕБЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, КОНЕЧНО, НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, А, НАОБОРОТ, ПОХВАЛЬНО, ИБО МЫ И ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ЧИТАЕТСЯ И ПОЁТСЯ, И МОЛИТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, КАКИМИ МОЛИТСЯ ВСЯ ЦЕРКОВЬ.
Тем более это естественно, когда чтение и пение бывает неразборчиво. Ведь мы, православные верующие, все должны сознательно участвовать в Богослужении, на что ясно указывает и наш Устав, когда говорит, что в ответ на возглас священника «МЫ» или «ЛЮДИЕ» отвечаем: «АМИНЬ» или «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» и прочее, и петь в церкви, по ясному смыслу уставных указаний, как и по самой идее нашего Богослужения, являющегося «общим делом», должен, собственно говоря, не хор, как что-то совершенно отдельное от молящихся, а все молящиеся.
Итак, должно быть ясно, что чтение по молитвенникам своих особых молитв во время Богослужения это — одно, а следить за ходом Богослужения по богослужебному тексту это — совсем другое. И насколько первое — предосудительно, настолько второе заслуживает только одобрения и поощрения.
Читать при неразборчивом чтении и пении Иисусову молитву вполне допустимо, тем более, что по уставу этой молитвой можно даже заменять все виды суточного Богослужения, как это указано в Следованной Псалтири. Само собою, должно быть понятно, что лучше творить про себя Иисусову молитву, чем, не понимая и не разбирая того, что читается и поётся на клиросе, позволять уму своему блуждать невесть где. Ум, ничем не занятый, естественно предаётся рассеянности, и вот это уже будет несомненный тяжкий грех”.
Почему женщине в церковь надо заходить обязательно в платке?
Почему в костелах принято сидеть, а в православных храмах – стоять?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
………. Есть много вариантов произнесения Иисусовой молитвы.
Остановлюсь, очень кратко, – только на 2-х вариантах:
….. 1. Непрестанная молитва, которая произносится непрерывно=автоматически внутренним голосом всегда, без участия в этом ума (ум свободен от слов молитвы, поэтому он может оценивать окружающую действительность и принимать участие в выполнении любой работы и ведении любого разговора, а также молиться словами другой молитвы);
….. 2. Непрестанная молитва, которая произносится непрерывно=автоматически сердцем (точнее говоря, как бы произносится самым сердцем в самом сердце) всегда, с участием ума в этом действии, но без восприятия умом окружающего мира, а также, и без возможности ведения разговора, другой молитвы – ибо ум отключён от действительности и погружен=пребывает только в своем сердце (заполненным тёмным пространством), которое произносит слова Иисусовой молитвы.
….. Более простой ассоциативный пояснительный пример 2-го варианта Иисусовой молитвы – Моряки находятся в погруженной подводной лодке и ничего, из окружающего подводную лодку мира (без перископа, радиостанции и радаров), не видят и не слышат, а только слышать шум моторов своей=дизельной подлодки! Вот как-то так.
P.S.
….. Человек, который освоил 2-й вариант молитвы, – не может даже ходить, потому, что ум его полностью погружён в сердце, которое произносит слова молитвы. А потому он может только находиться на одном месте и произносить слова сердцем, с полным погружением в слова=сердце своего ума.
Мирянин.
05.11.21г.
Здравствуйте!
Молитва Иисусова это важная и сильная молитва. Но не понятно к чему Вы хотите поделиться своими размышлениями? Что-то похожее есть в практике монашеской, это делание называется самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания. А про то, что только молиться и ничего больше другого не делать святые отцы говорили так. Вот пишет Святитель Феофан Затворник: «Руки в работе, а ум и сердце с Богом». При этом совершенно разный подход к молитве и разные требования у монашествующих и мирян.
К умной молитве надо подходить соблюдая пост, соблюдая заповеди и воздержанием от посторонних развлечений.
Высшая ступень умной молитвой является созерцание. Когда душа созерцает Бога, и достигается это когда душа настолько возвышена и очищена от страстей, что она таинственно соединяется со Христом.
Также святые отцы предостерегают человека, который сразу берётся за умную молитву и ждёт особенных благодатных даров. Это опасно для души неготовой и не ведущей духовных подвигов – борьбы со страстями.
Еще в VI веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве – верх безумия.
Правильная молитва узнается по плодам – точно ничего не имеет общего с хвастовством о знании и умение молиться.
Если же молитва не внимательная и отвлеченная, то так молиться нельзя надо прекращать.
Для мирян молитва Иисусова должна быть как вспомогательное молитвенное делание, а не главное. Так как святые отцы своим ученикам с осторожностью советовали заниматься молитвой Иисусовой.
К молитве Иисусовой необходимо приступать с рассудительностью. Вот увидел, прочитал как красиво описали о благодатных свойствах молитвы, и пошёл молиться? Нет, это опасно, постоянное делание молитвы только под присмотром духовника. А тем более ставя задачи и цели достижения даров в особых молитвенных деланиях, которые достигали великие подвижники.
Для людей, которые окружены семейными делами, работой, полное погружение в молитву непостижимо.
И молясь этой молитвой простой и в то же время сложной надо помнить не о количестве, а о качестве.
С Богом!
Прошу прощения за вопрос…
Хотелось бы понять после прочтения этого ответа,
как тогда связать непрестанную молитву и посещение храма?
Например Иисусова молитва или краткая её форма?
Те кто творит непрестанную молитву, получается в храме не могут этого делать?
Спасибо за ответ.
Здравствуйте, Александр!
Святой апостол Павел в 1 послании к Фессалоникийцам пишет: “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите”(1Фес.5;16-18). Непрестанная молитва – это держать в уме и сердце Бога. Проще это делать, когда читаешь Иисусову молитву. Святые подвижники достигали такого состояния, что Иисусова молитва у них шла все время, когда они работали, даже когда спали, когда молились и дома, и в Церкви – Иисусова молитва у них не прекращалась. Поэтому, вполне возможно, молиться со всеми в храме, и при этом, читать Иисусову молитву.
С Богом!