Беседы с батюшкой. Летние встречи православной молодежи

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

К познавательному просмотру (и прочтению) предлагаем очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал клирик Выборгской епархии, координатор православного молодежного форума на острове Коневец диакон Андрей Гребенюк.

Тема телепередачи: летние встречи православной молодежи.

окончание

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

– Сегодня мы поговорим о летних встречах для православной молодежи. Сейчас проводится очень много молодежных встреч в летнее время. Не припомню, чтобы раньше было так много форумов, слетов, лагерей и так далее. Удивительно, что в нашей митрополии и других епархиях Русской Православной Церкви уделяют столь большое внимание таким событиям.

Как Вы думаете, почему возникла необходимость проводить лагеря, форумы и слеты для молодых людей? Православная молодежь разобщена, или есть другая причина?

– Понимаете, здесь как в экономике: спрос рождает предложение. То, что происходит сейчас, – по сути, наш ответ тем, кто говорит, что нашей молодежи ничего не нужно. Говорят, что ее ничего не интересует, что молодые люди сидят в своих электронных игрушках и православие им совсем не нужно; что сейчас идет постхристианская эпоха… А ведь статистика показывает обратное: молодежи нужны все эти слеты, форумы, лагеря. Ведь все это добровольно, никто никого туда не тащит на аркане, денег за это не платят. И если люди туда едут, если хотят в этом участвовать, значит, у них есть духовная потребность, интерес.

Диакон Андрей Гребенюк

Если люди готовы ехать в монастыри, на острова, где нет электричества, элементарных бытовых удобств, да еще и работать там бесплатно, значит, они что-то получают от этого. Не все упирается в деньги, комфорт. Значит, есть что-то более важное. Я считаю, что если сейчас сложилась такая ситуация, если проводится так много молодежных встреч, – значит, людям просто это нужно. А Церковь отвечает на потребность человека, этих молодых людей. Наверное, так.

– Для нас как для молодых людей отрадно еще и то, что верующая молодежь есть, что молодые интересуются верой…

– Совершенно верно. Знаете, большинство из тех, с кем мне приходится общаться по роду своего служения, – люди интеллектуальные, с высшим образованием. Это еще раз говорит о том, что православная вера – не секта для кучки маргиналов, людей необразованных, забитых, больше ничем не интересующихся. Наша молодежь образованна, интеллектуальна, она тянется к Церкви. И мы должны всячески способствовать тому, чтобы она приходила в Церковь. И не только приходила, но и оставалась здесь. Над этим и работаем.

– В санкт-петербургском журнале «Небо» (журнал духовной академии) была интересная фраза: «Христианство как способ быть живым, свободным и ярким». Здорово, что в Церковь как раз приходят молодые люди – живые, свободные и яркие.

– Я думаю, каждый человек, который прикоснулся к православной вере (не просто пришел поставить свечку или покрестить ребенка, а прикоснулся к ней в таинствах), может это подтвердить. Это действительно так, это источник нашей жизни.

– Сейчас Вы занимаетесь молодежной работой в Выборгской епархии. Расскажите, пожалуйста, что планируется провести этим летом для молодых людей.

– Начнем с того, что работа с молодежью в Выборгской епархии проводится постоянно. В качестве образцового прихода могу упомянуть храм Спаса Нерукотворного на Дороге жизни города Всеволожска, храм Иоанна Богослова в Кудрове. Там молодежная работа очень хорошо поставлена, они постоянно выезжают куда-то. Также в селе Петровском совсем недавно, несколько дней назад, прошла спартакиада по летнему биатлону, которую проводил мастер спорта священник Андрей (Виноградов). Но главное общеепархиальное событие нам еще предстоит – завтра на острове Коневец вблизи Коневского монастыря (практически в монастыре) в неразрывной связи с обителью начнется первый епархиальный молодежный форум «В начале было слово».

– Кто будет принимать участие в этом форуме? Молодежь только Выборгской епархии или всей митрополии?

– Как благословил владыка Игнатий, никаких ограничений у нас нет. Только по возрасту. Владыка благословил принимать людей разной степени воцерковленности, разного образовательного уровня. Ведь если люди хотят туда поехать, значит, они тянутся к этому, у них внутри есть потребность (то, о чем я говорил в самом начале). «Приходящего ко Мне не изгоню вон», – говорит Господь в Писании. Мы готовы принимать всех. А возрастное ограничение – от 18 до 35 лет, это молодежь в современном понимании.

– О чем говорит название форума? К чему призывает участников?

– Эта фраза очень известная – первая строчка Евангелия от Иоанна. В название форума мы ее взяли потому, что главной будет именно образовательная программа. Будут преподаватели – священники Выборгской епархии, из Петербурга, Москвы, лекторы-миряне. Они дадут открытые лекции для всех желающих и проведут беседы в неформальной обстановке, каждый сможет задать батюшке вопросы и получить ответы, может завязаться дискуссия. Ради этого мы избрали такой формат, так как, что греха таить, мы, молодые люди, не любим, когда нас поучают сверху менторским тоном. У всех есть свое мнение, и это мнение каждый сможет высказать у костра за чашкой чая, поделиться своим жизненным опытом и, конечно, послушать совета священника, который всегда будет с нами.

– Замечательно! У меня есть небольшой опыт участия в православных лагерях. В прошлом году я был в православном лагере на Кипре от Санкт-Петербургской духовной академии. Там была довольно интересная программа – и для тех, кто приехал из России, Украины, Белоруссии, Польши, и для самих киприотов. Труд сочетался с молитвой, чтением Писания, совместной трапезой, песнями и так далее. Были и игровая, и серьезная составляющие.

Дети не уставали от долгих бесед, в то же время им давали возможность прикоснуться к слову Божию, почитать Евангелие, высказать свое мнение. Похоже ли это чем-то на то, что будет проходить в лагере на Коневце, или у вас другая модель? Форум ведь будет проходить в монастыре.

– Действительно, чем-то похоже. Составляющие те же самые, но мы уже не дети… Все будет немного серьезнее. Основная идея этого лагеря – полное погружение в жизнь монастыря. Первая половина дня для всех форумчан будет идти строго по монастырскому уставу, вплоть до того, что каждый день будет назначаться человек, который рано утром, примерно в половине шестого, возле каждой палатки будет звонить колокольчиком и, по монастырской традиции, восклицать: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Чтобы не будильники на мобильных телефонах звонили, которые к тому же успеют там разрядиться (у нас нет возможности их заряжать), а чтобы каждый с самого раннего утра, с момента подъема, даже в таком формате почувствовал себя частью обители, частью монастырского сообщества, братства.

Далее пойдем на богослужение в монастырь. В Коневском монастыре все богослужения совершаются по Уставу, полный круг, каждый день служится Божественная литургия. После литургии будет трапеза в братской трапезной, вместе со всеми монахами, со всеми особенностями монастырской трапезы – с чтением житий святых. После завтрака послушание, кому что достанется: посуду мыть, работать на огороде, рубить дрова… А после обеда у нас уже своя программа – открытые лекции, беседы, спортивные мероприятия. Отец Андрей (Виноградов), о котором я уже упоминал (мастер спорта по теннису, насколько я помню), приедет со своим спортивным снаряжением. У нас будут соревнования и по футболу, и по волейболу, по настольному теннису, летний биатлон, импровизированный тир. Ну и придумаем еще что-нибудь, скучать никому не дадим.

Самое главное, после обеда будут индивидуальные занятия по подготовке к миссионерской литургии, которая состоится в субботу, 30 июля. Главная идея этой литургии в том, что каждый желающий форумчанин сможет в ней поучаствовать. Каждый по силе, по возможности. Вынести свечу во время богослужения, подать кадило, прочесть Священное Писание (после священника, с переводом на русский язык), прочесть часы или благодарственные молитвы после Причастия. Ну а из тех, у кого обнаружится слух и голос, мы создадим хор, который в течение трех вечеров будет готовиться, а в субботу примет участие в этой литургии. Каждому найдется в ней место.

Понимаете, часто многие жалуются, что мы оторваны от литургической реальности. Молодые люди говорят: я прихожу в храм, батюшке некогда… Может быть, он и нашел бы время со мной поговорить, но я сам вижу, что ему некогда, стесняюсь отвлекать его. Что происходит? Хочу понять. Конечно, сейчас много разной литературы: толкования, переводы, но согласитесь, что в живом общении все это по-другому, когда тебе об этом говорит живой человек, из своего опыта… Можно будет ведь не только послушать объяснения, но и поделиться личными переживаниями внутри своей группы. Для этого и будет организован вечерний костер, где все это можно будет обсуждать в неформальной обстановке. В субботу всенощное бдение, в воскресенье общая литургия в обители, а затем закрытие форума.

– Вы упомянули беседы у костра в неформальной обстановке. У меня возникла параллель с тем лагерем, в котором я был. Там было особенное мероприятие. Перед литургией шел «Час искренности». Люди делились друг с другом, если кто-то кого-то обидел, высказывались друг другу, просили прощения. Наверное, очень важно помочь людям быть искренними, потому что это непросто в наш век. Кажется, что кругом много обмана, люди замыкаются. Наверное, подобное может очень помочь.

– А кого сложнее всего обмануть? Ребенка. Может быть, он не сможет объяснить, почему вы его обманули, но почувствует. А опыт этот очень интересный, спасибо, что Вы им со мной поделились, может быть, мы его применим на нашем форуме. А лучше приезжайте к нам и участвуйте!

– Спасибо, если получится выбраться, я с радостью.

А если кто-то захочет принять участие в форуме в этом году или следующем, как они могут получить информацию о готовящемся мероприятии и с кем нужно связаться? Получается, с Вами?

– Я являюсь непосредственным координатором этого проекта по благословению владыки, поэтому лучше всего связываться именно со мной. Мой номер телефона: 8-981-169-97-38. Или звоните в канцелярию Выборгской епархии.

– Спасибо. Коневец – прекрасное место. К сожалению, я там еще не был, но судя по отзывам и впечатлениям знакомых и друзей, они очень полюбили этот остров. Почему именно Коневец был выбран местом проведения мероприятия? Близость монастыря, живописная природа или еще что-то?

– По совокупности факторов. И живописная природа, и прекрасный монастырь, один из древнейших на карельской земле, который пока, к сожалению, не полностью восстановлен. Будем надеяться, к следующему году, к юбилею монастыря, мы сможем увидеть монастырь во всем его великолепии. Также это единственный монастырь в нашей епархии. Хочется сделать что-то необычное – полное погружение в монастырский быт, в монастырский устав. Конечно же, в братский корпус мы никого не поселим, потому что монашеская община живет отдельно. Все будут жить в палатках, на берегу, но службы, послушания – все точно так же, как у братии или трудников монастыря.

– Да, когда такое мероприятие проходит под открытым небом – это и полезно, и появляется некоторая романтика.

– Потом, Коневец – это просто красиво. Статистика говорит, что за прошлый год остров посетили 17 000 туристов и паломников. Это много! Пять-шесть лет назад цифры были совсем другие. Точно, конечно, не помню, но около четырех-пяти тысяч за сезон. А сейчас уже 17 000. За последние три года, с тех пор как монастырь перешел в ведение Выборгской епархии (оказался на территории Выборгской епархии), количество туристов значительно увеличилось. С каждым годом приезжает все больше и больше людей. Те, кто приезжал, закономерно возвращаются. Я в течение многих лет трудился регентом в монастыре. Каждый год приезжают все те же люди и добавляются новые. Конечно, я не могу запомнить всех 17 000, но меня с каждым годом узнавали все больше и больше людей. Это говорит о том, что люди, которые там были, практически со стопроцентной вероятностью приезжают туда снова.

– Замечательно.

Вы сказали, что миссионерская литургия – уникальный опыт, возможность приобщиться к богослужению, понять его изнутри. Я так понял, что в лагере будет еще постоянно присутствовать священник, с которым можно будет побеседовать?

– Именно так. Священник будет сопровождать группу постоянно. Более того, будет не один священник, а четыре или пять. Они будут меняться, потому что у всех своя сфера деятельности, научных интересов. Один из них – преподаватель догматического богословия отец Вадим (Антоненко), другой – филолог отец Михаил, его тема – православие в русской литературе.

– Мы с ним встречались в рамках программы, было очень интересно!

– Не все священники будут из нашей епархии. Мы пригласили отца Николая (Святченко) – руководителя миссионерского молодежного отдела Гатчинской епархии. Надеюсь, он примет наше приглашение. Он занимается сектоведением. У него есть прекрасные беседы на тему семьи и брака. А если учесть, что большинство наших форумчан – неженатые парни и незамужние девушки, то, наверное, это будет очень интересно и востребовано нашими слушателями.

– Мероприятие проводится в первый раз. Есть ли какие-то ожидания от этого форума (например, люди познакомятся и создадут семьи)?

– Чего бы хотелось нам как организаторам… Мы ведь правильно сказали, что это миссионерский проект. Нам хотелось бы, чтобы люди, которые были только крещены, но никогда не заходили в храм, стали заходить туда, чтобы стали приобщаться к той вере, в которую крещены, которой приносили обеты, читали (они сами или их крестные) Символ веры. Чтобы те, кто в храм заходит иногда, свечку поставить, стали приходить почаще, стали постоянными прихожанами. Ну а для постоянных, воцерковленных прихожан это мероприятие тоже будет очень полезно и интересно. Можно углубить свои знания о вере, познакомиться с единомышленниками, понять, что мы в этом мире не одиноки.

Ведь, как говорят психологи, человек – социально-биологическое существо. То есть жизнь в социуме, принадлежность к своему кругу, своему обществу не менее важна, чем биологическая жизнь. Сейчас все направлено на то, чтобы разобщить людей. Все индивидуально, «не трогайте меня, моя хата с краю…»; товарно-денежные отношения, ты мне, я – тебе. Даже в семье происходит то же самое. А ведь как звучит молитва на литургии? «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу». И форум нужен в том числе для того, чтобы все могли пообщаться, чтобы каждый мог понять, что мы не одиноки, нас много.

Допустим, в больших городах – Москве, Петербурге много православных молодежных клубов. А в селах? А в маленьких городках? Часто ведь бывает так, что в храме двадцать бабушек, три дедушки и один молодой человек. В какой-то момент ему может показаться, что так везде, что он одинок. Если он еще не утвердился в вере, не очень воцерковлен, то у него может закрасться мысль: «Может, я не там нахожусь, напрасно пришел, почему моих сверстников здесь нет? Почему все они по клубам, дискотекам, ходят на эстрадные концерты, а в храме я один? Почему никого из моих одноклассников нет рядом?» И человек может поколебаться, его может победить помысел.

Нужно, чтобы молодой человек или девушка почувствовали, что они не одиноки, что где-то, совсем рядом, в соседнем селе, есть еще такой же православный человек, а в городе их еще десять, двадцать или пятьдесят – сейчас я говорю как раз о количестве гостей, которое мы ожидаем у нас на острове. Может быть, завяжутся и какие-то личные отношения. Слава Богу! Если Господь благословит кому-то создать еще одну семью, еще одну малую Церковь между православными парнем и девушкой – слава Богу! Пусть приезжают в Выборг венчаться.

– Да, Выборг – очень красивый город.

– Я служу там, поэтому туда и приглашаю.

– Об этом, конечно, стоит молиться, чтобы православные молодые люди находили друг друга и встречались на таких мероприятиях, это очень здорово.

Насчет разобщенности я подумал: палаточный лагерь, негде заряжать мобильные телефоны… Это же здорово!

– Это самая главная «фишка», из-за которой мы на Коневце.

– Вы сделали это намеренно?

– Конечно. Спуститесь в метро. Люди едут на эскалаторе, идут по Невскому проспекту вот так (изображает человека, уткнувшегося в телефон). Люди уходят в виртуальный мир. Сейчас еще появилась какая-то странная штука Pokemon G O (популярная игра для смартфонов и планшетов, использующая технологию дополненной реальности. Примеч. расш.). А ведь ничто не заменит живого общения. Я убежден в этом и думаю, Вы тоже. Поэтому мы здесь и общаемся. Конечно, к следующему дню у всех гарантированно разрядится смартфон. И слава Богу! Надо попробовать пожить несколько дней в отрыве от виртуальной реальности. Это очень ценно. Конечно, в лагере будет дежурный телефон, с которого можно будет позвонить родственникам или кому-то в каком-то важном случае, но вот этого (снова изображает человека, уткнувшегося в телефон) на острове не будет точно.

– Сейчас ведь появилось много новых зависимостей, которые раньше не выделялись. Зависимость от киберобщения, когда человек в веб-пространстве чувствует себя комфортней, чем в реальности, зависимость от смартфона. Не дай Бог, конечно, но вдруг у кого-то начнется ломка от отсутствия в руках смартфона. Когда он исчезает из рук, человек чувствует себя абсолютно беспомощным. Нет доступа ни к чему, нет информации, никто не звонит.

– Буквально сегодня я зашел в магазин электроники и купил себе телефон-«звонилку». Хотя мой смартфон жив, прекрасно работает, но решил от него отказаться. Действительно, затягивает…

– Да, я заметил, что сегодня с собой у Вас кнопочный телефон. Это здорово.

Что касается средств коммуникации, есть ли какой-то способ взаимодействия с молодыми людьми не во время форума, планируется ли он? Может быть, будет группа в социальной сети, где Вы будете постоянно держать людей в курсе о появляющихся идеях?

– Да, у нас есть группа в социальной сети, – группа проекта. Я ее создал буквально две недели назад, для того чтобы публиковать там информацию о форуме «В начале было слово». Но думаю, я буду поддерживать эту группу, выкладывать туда информацию о чем-то интересном, что мы придумаем в нашей епархии. Каждому зрителю, кому будет это интересно, я могу прислать ссылку через sms, заходите, добавляйтесь, мы всем рады.

– Когда мы слышим слово «православный», у нас не возникает мыслей о том, что это особенный человек. Для нас это дело привычное. Так мы называем верующих в православной вере. Но для других уже одно слово «православный» ассоциируется, может быть, со странным поведением, странным образом мышления, видом в одежде не таким свободным, как якобы должно быть. Возникает вопрос: как Вы думаете, православная молодежь – особенная или нет? Должна ли она как-то выделяться из среды своих сверстников? Должны ли быть у нее какие-то отличительные особенности?

– Безусловно, должна. Безусловно! Я считаю, что православный человек никогда не бросит на улице бумажку. Давайте говорить о простых вещах. Если он поехал в лес на пикник, он никогда не бросит там мусор, не оставит непогашенным к остер. Православный человек – тот, кто будет пытаться погасить гнев, а не бранить нецензурно своего собеседника. Как Вы думаете, это отличие? Человек должен этим выделяться?

– Да.

– Конечно, да. Наверное, каждый культурный человек, независимо от своей религии, должен быть таким, но в православной среде это должно быть особенно.

Но я хотел бы сказать о другом. Вы говорите: православный. А ведь многие эксплуатируют это слово, и эксплуатируют совершенно незаконно. Начиная с совершенно непрофессиональных книг Михаила Задорнова (сатирика). Сатирик, он, конечно, замечательный, интересный, но его лекции по русскому язычеству – это же ерунда, это же ужас! Каждый историк-исследователь говорит о том, что у нас нет обширной информации о верованиях племен, живших на нашей территории до Крещения Руси. Да, были племена, у них была какая-то религия, но что это было? Серьезные историки этого не знают. А слово «православный» сейчас эксплуатируется очень часто. «Правь, славь»… Точно даже не знаю, но что-то такое.

А у нас на форуме будет замечательный преподаватель-мирянин Федор Бабенко. Этот человек занимается именно русским неоязычеством. В рамках нашего форума он расскажет о том, что такое неоязычество, о мифах, которые оно создает. Ведь люди неподготовленные, богословски необразованные, клюют на эту приманку. А православный – это ведь совсем о другом, и на нашем форуме мы тоже об этом расскажем. Расскажет специалист, который глубоко этим занимается, он преподает в Петербурге, в Православном университете. Думаю, будет интересно.

– Как раз размышляя о нашей сегодняшней теме – летний отдых для православной молодежи, вспомним, что просвещение – это очень ценно. Конечно, сейчас есть Интернет, но когда профессионал точечно дает тебе важную информацию, даже о том, как разговаривать с людьми, это ценно… Даже в нашей среде встречаются неоязычники.

– Да, одна из тем будет как раз о том, как им оппонировать, как разбивать их мифы, то есть это будет почти тренинг.

– Да, особенно если будет возможность высказываться самому. Это важно. Я обратил внимание, что в лагере на Кипре многие впервые раскрылись. Человек до этого не играл ни в каких сценках, не участвовал в спортивных играх, в обсуждениях, был закрыт. К нему подходили: «Что ты здесь сидишь, пойдем с нами!» – тащили его на спортплощадку… Получит он несколько раз мячом, войдет в задор и будет играть. Хоть и не умеет, но будет учиться играть, быть внимательным, чувствовать команду. Это удивительно. Как раз это и дают такие форумы. Видимо, то же самое сможет получить и участник лагеря на Коневце.

– Да. Ведь мы не ставим задачу какого-то глубокого образования, катехизации. У нас на это просто не будет времени. У нас будет всего пять дней. Но мы хотим добиться того, чтобы дать человеку направление, чтобы у него возникло желание, хотим показать ему православие так, чтобы ему захотелось изучать его дальше. Вернувшись с острова к себе на приход, человек сможет пойти, допустим, в свою приходскую воскресную школу. Ведь почти на каждом приходе сейчас есть воскресная школа, есть замечательные преподаватели, все построено.

Проблема только одна: мало желающих. Если мы сможем пробудить в наших форумчанах этот интерес, если сможем показать им православие не со стороны, простите уж, пресловутых злобных бабушек, а с другой стороны, то эти люди станут учиться дальше. Информации ведь очень много, издается много духовной литературы, издается Священное Писание. Всё есть в Интернете. Может быть, кто-то, вместо того чтобы гоняться за покемоном, почитает толкование на Апокалипсис. Ведь это то, что наполняет человека, в отличие от игр и какой-то бессмысленной болтовни в соцсетях.

– Я знаю одного человека, который купил смартфон после кнопочного телефона. После покупки он установил приложение «Библия». Он рассказывает, что за год за время поездок в метро прочитал всю Библию. Конечно, кто-то скажет, что не совсем уместно читать Библию в метро, автобусе, что это особенная книга, но я к тому, что все можно использовать во благо.

– А почему неуместно? Господь ведь говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите». Такая фраза у апостола Павла. Если можно непрестанно молиться, значит, можно молиться и в метро. Почему тогда в метро нельзя читать Библию? А как же призыв Христа: «Исследуйте Писания, ибо через них вы хотите иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне»? Действительно, даже современные технические средства можно и нужно использовать во благо.

– Конечно, как и Интернет, и все остальное.

– В Интернете очень много православных сайтов, где есть и толкования святых отцов, и Священное Писание, и даже такой проект, как «Батюшка онлайн». Возможности есть – главное, чтобы в душе была потребность. Именно это хотелось бы пробудить в наших форумчанах.

– Сейчас есть такой двоякий инструмент, который может быть использован и во вред, и на пользу, – приложение «Перископ». Как-то перед Пасхой я включил этот «Перископ». Люди стали подключаться, а я сидел в подряснике. Говорю им: «Здравствуйте, дорогие друзья! Христос воскресе!» Интересно, как реагировали. Кто-то говорил: «А, проповедники уже и сюда добрались!» Кто-то же искренне радовался. Наверное, когда мы можем получить правильный вектор использования того или иного ресурса (этому способствуют и форумы, слеты, лагеря), то это очень ценно.

– Но ведь наша с вами задача как священно– и церковнослужителей – сеять. Какое-то зерно упадет на каменистую почву, какое-то – при дороге, но какое-то упадет в добрую землю и принесет плод стократ. Как раз форум, о котором мы сегодня говорим, свидетельствует об этом. Ведь идея проведения этого форума родилась у владыки буквально в июне. Когда я, как бывший пиар-менеджер, который имеет представление о том, что значит раскрутить какой-то проект, предложил провести его в следующем году, он ответил: «Почему в следующем? У нас еще два месяца впереди, в июле сделаем». С этим благословением мы и начали работать. Сейчас на участие записалось уже больше пятидесяти человек. Это опять же показатель того, что людям это нужно.

– Да, я знаю, что студенты Санкт-Петербургской духовной академии будут принимать участие в форуме. Для меня это показатель, потому что летом, во время каникул, студенты, наоборот, стараются отдохнуть. А здесь и отдых, и работа, золотая середина.

– Совершенно верно. Но прежде всего это работа духа, работа над собой. Чего греха таить, думаю, никому из нас не хочется просто так взять тяпку и пойти полоть траву. Но послушание в монастыре – это святое, отказаться от него нельзя, выбрать послушание себе тоже нельзя. Если тебе дали тяпку – значит, идешь с этой тяпкой, даже если ты хочешь чистить картошку. Время работы, послушания – это и есть возможность погрузиться в себя, задать себе вопрос: собственно, почему мне не хочется? Может быть, каждый человек так извлечет какую-то пользу для себя, по-другому посмотрит на себя, с другой стороны увидит себя, свои недостатки. Для того люди и приезжают в монастырь, чтобы не с соседом бороться, не с окружающим миром, не обвинять власть во всем, а бороться с собой. Вот так.

– Действительно, монастырское послушание важно. Вообще само слово «послушание» учит смирению, столь необходимому для христианина. Отправили тебя туда – прими как Божью волю. Непросто, но надо учиться, потому что христианская жизнь на этом устроена. Господу нашему тоже было непросто принять распятие на кресте, но Он принял его. Так и здесь.

– А что такое монастырский огород в сравнении с крестом Господа? Это ведь такая мелочь! В монастыре как раз можно посмотреть на это с такого ракурса, посмотреть на себя. Ведь мы всегда ищем врагов вокруг. Виноваты наши близкие, знакомые, наше начальство, власть, кто-то еще, и батюшки бывают виноваты в моих грехах. Мы всегда ищем виноватых вокруг. А в монастыре тот самый удобный случай, когда можно посмотреть на себя и найти главного врага. А главный враг в тебе самом.

– Да, и его нужно побороть с Божьей помощью.

Вы можете оставить пожелание нашим телезрителям и напомнить, как с Вами связаться.

– Что пожелать телезрителям… Помощи Божией. И хочется еще и еще раз сказать: приходите в Божий храм. А телефон мой: 8-981-169-97-38. Можно позвонить мне, и я подробнее расскажу, как попасть на форум на остров Коневец – если не в этом году, то в следующем. В следующем году мы планируем сделать его всероссийским. Но как Господь благословит.

– Небольшой постскриптум. Монастырь будет рядом, там будут нести послушания. А будут ли какие-то экскурсии, смогут ли ребята познакомиться с монастырем, будет ли это как-то отдельно организовано?

– Совершенно забыл об этом упомянуть. Это будет обязательно – будет экскурсия, такая же, какую мы проводим для наших паломников, туристов. Может быть, удастся попасть и на Коневский скит. Туда обычно редко водят группы, но мы попросим нашу паломническую службу, чтобы и там провели экскурсию, рассказали обо всем, что есть на острове Коневец.

– Благодарю Вас за эту беседу. Мы и поговорили о предстоящем форуме, и поразмышляли о том, что вообще нужно нам, православным молодым людям. Желаю Вам, чтобы все получилось, чтобы форум прошел хорошо. Дай Бог, чтобы и в следующие разы был такой же замечательный отклик, как сейчас от ребят, чтобы было больше людей. Если у меня не получится, я приеду в следующий раз.

– Приезжайте обязательно! Форум обязательно получится, потому что с Божьим благословением обычно получается все.

Окончание

Без молодого поколения Церковь ущербна

День православной молодежи. Обращение Патриарха

На главную страницу сайта - Семья и Вера