Распятие, Иисус Христос, Голгофа, разбойники,

Достоин ли “благоразумный” разбойник попасть в Рай?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Знаете, иногда так устанешь от лжи, лицемерия, обид, унижений, да не столько за себя — за страну обидно. Так хочется, чтобы кто-нибудь навел порядок, так хочется справедливости. Говорят, на земле ее нет, а некоторые говорят, что нет и выше. Мне как-то не хотелось в это верить, а тут недавно услышал, как один верующий человек с придыханием рассказывал историю о так называемом «благоразумном» разбойнике. Как он перед смертью несколько слов сказал и первым в Рай попал. И я понял, что справедливости нет и на небе. Всю жизнь грабить и убивать, а потом – раз, и раньше всех по-настоящему хороших людей попасть в Рай… Разве так можно? Да еще и святым признали…

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Ваши чувства понятны. То, что произошло на Голгофе, на одном из трех крестов – справа от распятого Христа, поможет понять более внимательное чтение евангельского повествования. Известно, что в Рай просто так, с наскока, не попадешь. Известно также, что человеческое слово может обладать большой силой. Так какова же должна быть сила произнесенных разбойником слов, чтобы они в глазах Божьих перевесили всю его беспутную жизнь?! Из каких глубин души они должны были родиться?! Попробуем разобраться.

Священник, который еще до введения в нашей стране моратория на применение смертной казни, духовно окормлял смертников, – протоиерей Глеб Каледа – писал, что приговор выносится одному человеку, а исполняется над совершенно другим, правда, с теми же именем и фамилией. Настолько сильно человек меняется перед лицом смерти.

Мне кажется, такое внутреннее перерождение пережил на кресте благоразумный разбойник. Евангелисты говорят, что распятые с Христом разбойники поносили Его, но затем с одним из них произошла перемена – он каким-то непостижимым образом увидел в распятом рядом с ним, избитом, заплеванном, униженном, умирающем «смертнике» – Бога, Чье величие превосходит разум человека. Не удивительна ли такая сила веры разбойника?

Благоразумный разбойникКроме того, он явил и любовь к Богу. Часто говорят, что сейчас невозможно выполнять заповеди – мол, жизнь такая пошла. А вот распятый на кресте разбойник, которому жить оставалось считанные минуты, нашел возможность выполнить самую важную заповедь – «Возлюби Господа Бога твоего». Кажется, он никак не мог проявить эту любовь – что может сделать человек, приколоченный ко кресту? Однако он попытался хотя бы словесно защитить Христа от поношений другого разбойника. Единственное, что он мог сделать, – он сделал. Нашел силы в нечеловеческих муках думать не о себе, а о другом. Такова была сила его любви к Богу.

Наконец, достойны внимания слова, обращенные разбойником ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Разбойник понимал, что Рая он недостоин. «Что ж, – примерно так мог он думать, – если не я сам, тогда хотя бы воспоминание обо мне может проникнуть в Рай. Быть рядом с Тобой я недостоин, но хотя бы вспоминай обо мне, – мне этого будет довольно». Такова была надежда разбойника на милосердие Божие.

Получается, что в предсмертных мучениях разбойник сумел проявить веру, надежду и любовь – главные христианские добродетели. За это и удостоился Рая.

Да, это может показаться несправедливым с нашей, человеческой, точки зрения. Но у Бога, видимо, другой способ измерения человеческих качеств, в Его глазах внутренние переживания человека могут быть весомее его поступков. И, конечно же, Он не справедлив. Он милостив. Если по отношению к разбойнику эта милость нас возмущает, то по отношению к себе, родимому, никто от этой милости не откажется. Ни один нормальный, вменяемый человек, не скажет: «Господи, ничего из моих грехов мне не прощай, за все накажи беспощадно». Так давайте не будем придерживаться двойных стандартов и позволим Богу быть милостивым ко всем.

Теперь по поводу возмущения: дескать, разбойник уж слишком удобно устроился. Неужели правы те, кто говорит: греши, сколько хочешь, – все равно есть запасной выход?

протоиерей Александр ЛебедевПрежде всего, напомню, что не так уж легко разбойник в Рай попал. Такую веру, надежду, любовь, да еще и полное осознание своего греха, как у него, мало кто из нас способен проявить в обычной спокойной жизни, что уж говорить о предсмертных экстремальных условиях. Это будет нам не по силам. Не надо обманываться: кто не смог поднять пудовую гирю, конечно же, не поднимет и двухпудовой. Это раз. А во-вторых, у разбойника был единственный шанс обратиться к Богу, и он этот шанс использовал, не упустил. A сколько в нашей жизни было упущенных возможностей обращения к Богу, исправления своей жизни? Так что в «разбойничью» схему спасения мы явно не укладываемся. А если сознательно грешить будем, то и подавно не уложимся.

Попутно несколько слов о том, канонизирован ли этот разбойник, уж очень он не вписывается в стандартные представления о праведности и святости. Канонизация – это признание Церковью какого-либо своего усопшего члена входящим в число угодников Божьих, несомненных жителей Рая. Православная Церковь – соборная, поэтому канонизация осуществляется собором: либо малым – Синодом, либо архиерейским или поместным.

Что касается разбойника, то он почитается в числе святых, хотя и не канонизирован ни одной православной поместной Церковью. Здесь решающее значение имеют слова Христа, обращенные к нему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Что касается нестандартности провозглашения Христом святости разбойника – согласен, это так. Но и все остальные дела и слова Христа были далеко не стандартными, да и от нас Он требует, чтобы мы были «не такими, как все». Мы должны быть солью земли, светом людям, должны любить ближнего, как самого себя, – согласитесь, это несколько отличается от стандартной установки: «Меня никто не трогает, и я никого не трогаю».

Окончание, конец

Христос умер из-за моих грехов?

Как могут радоваться в Раю праведники, зная, что их близкие – в аду?

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>