Беседы с батюшкой. Преображение Господне

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Преображение Господне — это знаковое событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Преобразившись пред своими тремя любимыми учениками, Иисус Христос показал апостолам Свою Божественную славу, которой всегда обладал. Этим самым Господь утвердил Своих учеников в том, что Его предстоящие страдания будут вольными.

Преображение Господа Иисуса Христа

На Руси этот праздник называли (называют и сейчас) с особой любовью — Яблочный Спас! Именно 19 августа (а по старому стилю этот праздник приходился на 6 августа), после служения Божественной Литургии, освящали новый урожай яблок. А затем –

«в течении целого дня на улицах слышен был сочный яблочный хрустень»,

– вспоминая свое детство, пишет русский писатель В. А. Никифоров-Волгин.

Ниже мы прилагаем Преображенский выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма святого праведного Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы.

Тема передачи праздничная, и полностью посвящена Преображению.

окончание

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Юлия Подзолова

— Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого праведного Феодора Ушакова в Южном Бутово г. Москвы игумен Дамиан (Залетов). Здравствуйте, батюшка.

— Здравствуйте, Денис. Здравствуйте, дорогие телезрители.

— Сегодня тема нашей передачи «Преображение Господне».
Почему Преображение считается кульминацией земного пути Спасителя?

Игумен Дамиан (Залетов)

— Я бы сказал иначе: не кульминация, а подготовка к ней. Если использовать слово «кульминация», то оно, скорее, относится к страданиям и воскресению Господа. Вознесение — завершение земного пути и нашего преображения.

Преображение готовит христиан к этим великим событиям и осмыслению Иисуса Христа как Спасителя мира. В богослужебных текстах праздника мы слышим слова о подготовке апостолов, о том, что они нуждались в углублении понимания Христа. Нам также требуется углублять свое понимание Христа.

С другой стороны, конкретно апостолам требовалась подготовка к предстоянию Голгофе. Это было большое испытание для них, и мы знаем, как непросто оно проходило. Но и мы должны идти этим путем, хотя формально мы и знакомы с евангельскими событиями, знаем о распятии Христа, о Его воскресении. Но часто наше понимание поверхностно, и нам требуется проникнуть в эти события, стать их соучастниками, разделить их.

Что требуется, для того чтобы стать соработником, сотрудником? Надо стоять где-то рядом, быть близко. Это требует от нашей человеческой природы изменения. Надо изменяться, то есть преображаться. Преображаться должна наша душа, преображаться должна и наша жизнь. По мере нашего внутреннего преображения, работы над собой мы становимся все ближе ко Христу.

Результат, или как мы говорим, кульминация — это Воскресение Христа. Апостол Павел пишет, что без воскресения тщетна наша вера. Воскресение — окончательное постоянное и уже бесповоротное преображение Христа. Если после Преображения Господь еще вернулся в Свой облик, сокровенный для человека, в смиренный облик Сына Человеческого, то после Своего Воскресения Он уже постоянно преображенный Сын Божий, явленный нам через человеческую природу.

Апостол Павел поэтому пишет: мы уже не знаем Христа до распятия, мы знаем Его только воскресшего. И первый опыт этого знакомства апостолы получили во время Преображения. Хотя они много не сумели осознать, но опыт — это очень важно.

Это тоже очень поучительно для нас: надо стараться, трудиться, даже если мы еще чего-то не понимаем. Например, опыт поста, опыт молитвы. Некоторые говорят, что им что-то непонятно или что-то тяжело, но сам опыт — это уже постепенное знание, он и подает человеку необходимое. Если мы будем все время откладывать, то можем никогда этого и не приобрести.

Преображение, прежде всего, евангельское событие, отражающее событие в жизни Христа, но с другой стороны, оно вечно отражается в  нашей жизни и нашей практики. Что было необходимо, чтобы стать соучастником Преображения?

— Не все апостолы поднялись на гору со Христом. Почему Он взял с собой только трех учеников?

— Само событие Преображения говорит о том, что оно носит всеобщий характер, а для этого важно не количество участников, но само событие и участие в нем человека, ученика, апостола, христианина. Так же, как  не все были событиями Воскресения, но теперь все мы участники Воскресения до скончания века и Всеобщего Воскресения.

Символическое восшествие на гору означает, что мы отрываемся от земного, поднимаемся к небесному. У Христа все важные события происходят на возвышенностях, потому что это помогало отрешиться, оторваться от суеты. Ты выше — ближе к Небу.

Те, кто был на горе искушений, на горе Фаворской, горе Блаженств, любая требует того, чтобы совершить усилие по восхождению на  нее. Требует и физического, и духовного усилия. Поднятие на гору — это труд. Отрешиться — хорошо, а что для этого нужно? Приложить усилие, покарабкаться — это тоже огромная школа души.

Праздник Преображения приходится на время Успенского поста. Это тоже мудрое домостроительство Церкви. Мы как раз карабкаемся по горе поста, и этот праздник как раз должен приходиться на время поста. Проникнуться Праздником Преображения можно, только карабкаясь в посте, находясь в его труде.

Мы можем предположить, что когда апостолы поднимались на гору, они не несли с собой сумок с яствами и питиями. Может быть, и был какой-то родник на горе Фавор, возможно, какие-то дикие фрукты, трава. Понятно, что в таких условиях у учеников был пост: хлеб и вода. Это всегда были восхождения не быстрые, значит, возникала какая-то мера поста. То есть все это было невозможно без поста, какой-то работы над собой.

Здесь надо уловить такой момент: не просто тот, кто потрудился, получает награду, а те, кто трудятся, они уже этим меняют себя. Ты трудишься над собой, преодолеваешь — это и есть преображение человека.

— Преображение состоялось до Распятия и Воскресения Христа, почему же праздник Преображения празднуется после Пасхи.

— Во-первых, у нас существует богослужебный год, который мы называем богослужебный круг, и в него вставлена вся жизнь Спасителя, а также праздники, связанные с Божией Матерью, другими церковными событиями, и есть определенная накладка. Но если начать просчет, многие праздники взаимозависят и дополняют. Если мы говорим о круге богослужений, то почему «после», может быть, и «до»? Ведь это спираль, и люди, которые знают богослужебный устав, видят эти закономерности.

В течение всего года, может быть, за каждым богослужением мы вспоминаем и Рождество Христово, и Его распятие — каждые среду и пятницу, каждое воскресение. В периоды этого круга постоянно присутствуют все эти темы.

Преображение — это завершающая часть года, поскольку богослужебный год заканчивается в августе. В сентябре начинается Новолетие. Праздник Божией Матери — Успение завершает в августе богослужебный год. Новый церковный год начинается Праздником Рождества Божией Матери. Потом будет Воздвижение Креста Господня, крест — орудие нашего спасения. Эти воспоминания Христа, его страданий, воскресения всегда присутствуют в нашем богослужебном круге. Одно немыслимо без другого.

— Почему Преображение иногда называют вторым Спасом? Что это значит?

— Это народная терминология, восприятие народа, связанное с окончанием лета, началом осени, поспеванием фруктов. Так возникают некие привязки. Сначала выделяется Преображение, потом Нерукотворный Образ, и эти праздники называют Спасами, округляют. Их связывают с освящением определенных продуктов, но это уже отдельная тема.

— Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Прежде всего, главная идея, закрепленная в нашем богослужении — это освящение начатков первых фруктов и в целом плодов. То, что появляется нашим трудом и благодаря Господней милости, которая посылает нам силу, погоду, дарование нам всего этого в пищу. И мы за это благодарим Господа. Начатки — результаты любого труда.

Раньше в пределах нашей Русской Церкви в целом были схожие плоды и овощи, и поспевало все примерно в одно время, поэтому привязка была к Преображению. Но она не связана с глубоким историческим осмыслением этого события.

Идея в освещении начатков. Например, мы собрали в своем огороде первую горсточку малины, а еще будет много. Первую горсточку созданного нашим трудом продукта мы являем Господу и говорим Ему:

— Благодарим Тебя, Господи, что ты даровал нам этот благословенный Тобой плод.

И за смирение, послушание и благодарность Господь благословляет и наш труд. Мы посвящаем первый плод Господу. На земле Господа являет Церковь, Тело Христово, значит, мы приносим плоды в Церковь как пожертвование, нищим, нуждающимся. То есть не все себе, а первое мы отдаем Первому, благодарим Господа и отдаем.

Читается молитва на освящение, и это явное явление благословения Божия на все остальное, что выросло. Если человек так поступил, весь его урожай уже благословлен.

Мне кажется, что у нас сейчас есть два ошибочных нюанса. Во-первых, привязка к Преображению, поскольку у нас сейчас разнообразие плодов, созревающих в разное время. Так надо поступать со всем: с первыми огурчиками, помидорчиками. В этом действие любви и смирения. Не должно быть жесткой привязки к дате, иначе как быть с другими плодами и другими сортами.

Во-вторых, это должно касаться, прежде всего, тех плодов, которые мы должны создать своим трудом. Так как сейчас, в отличие недавнего времени, большинство населения — городские жители, а также потому, что у нас есть фрукты и овощи круглый год.

Праздник Преображения может, конечно, остаться, как некое общее благодарение за все. Но остается вопрос о том, что надо сходить в магазин, таким образом приложив результаты своих трудов, но не для того, чтобы потом есть это дома, а чтобы поделиться с ближними и Церковью. Это борьба с нашим потребительством, потому что мы вспоминаем, откуда все проистекает — все от Господа. Когда мы забываем это, то потом имеем печальные результаты и неуспех наших трудов.

Но если мы имеем большой успех, то он может быть нам и не во благо. Как в притче о некоем человеке, что собрал большой урожай, запихнул все в амбары и сказал:

— Всего припасено у меня на долгие годы. Душа, радуйся, ешь, пей, веселись.

А Господь говорит ему:

— Безумный, в эту ночь душу твою истяжут от тебя. Кому ты все это приготовил?

Как раз один из аспектов этой притчи говорит, что радость, счастье и удовлетворение не от количества и спелости, а от того, что ты потрудился и можешь кого-то порадовать. Ты в единстве с Господом, сотрудник Бога. Господь все это сотворил, Он посылает влагу, солнце, без которых ничего не будет. А ты тоже трудишься: пропалывал, поливал. Сотрудничество с Богом — вот подлинная радость, которая пришла в итоге твоего труда, и ты хочешь этой радостью поделиться.

— Каков смысл явления Моисея и Илии на Фаворской горе?

— Это очень замечательная деталь Преображения Господня, которая является свидетельством вечного существования души, того, что у Бога все живы.

Господь в свое время объяснял саддукеям и прочим, в чем смысл воскресения и говорил:

— Не знаете ни Писания, ни силы Божией, а у Господа все живы. Он есть не Бог мертвых, а Бог живых.

Здесь происходит свидетельство этого для тех, кто стремится быть с Господом. Эти люди, величайшие праведники, есть и присутствуют в этом мире, и они близки Господу. Это утешение для них — будь верен Господу, и всегда окажешься рядом с Ним.

Эти праведники — одни из самых ярких личностей Ветхого Завета. Пророк Илия — участник всей всемирной истории: глубокого Ветхого Завета, времен пророков, борьбы за истину, затем таинственное изъятие из этого мира, затем участие в Первом и Втором Пришествии Христа. Иоанна Предтечу  называли явившимся пророком Илией. Два этих великих человека своими глазами увидели то, во что они верили и на что надеялись. Конечно, они не сомневались в бытие Бога, но как осуществиться Спасение? Они верили, что Господь не оставит, хотя это было очень далеко от них. И то, что они теперь увидели это своими глазами, какое это торжество для них.

Мы знаем, что затем Господь сходит во ад, в шеол, и выводит оттуда праведников: Моисея, всех пророк, праотцов, древних патриархов. Все они увидели Спасителя, стали причастниками. Для нас, христиан, это вдвойне вдохновение и надежда, ведь мы уже участники Преображения, Воскресения Господа. Насколько мы должны быть тверды и непоколебимы. Они видели спасение в тумане будущего, а мы видим спасение уже реально, поэтому у нас нет повода унывать и отчаиваться.

Как Илия и Моисей, мы сами уже сейчас предстоим Христу и лицезреем Его в храме Божием, в Таинствах и просим Его: дай нам быть участниками Твоего Воскресения.

Икона Преображения хорошо показывает нам это: в центре Христос, гора, как важный символ, сверху Моисей и Илия, как некий образ истинных христиан, и апостолы, которые лежат в страхе. Это еще мы — мы в росте, мы в уповании.

Апостол Петр, увидев преобразившегося Христа, сказал: Хорошо нам здесь быть. И мы это говорим, и церковные, и нецерковные люди: Господь помогает нам, спасает, хорошо нам на Божией земле. Но этого мало: мы не просто потребители, мы участники, сотрудники, мы призваны к большему.

Уникальные, редкие слова Бога Отца, которые звучат как бы в противовес словам апостола Петра. Явления Бога Отца в евангельской истории редки, и вот Он говорит:

— Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте.

То есть слушайте не себя — нам хорошо, а слушайте Христа — и будет еще лучше, будете предстоять, как Моисей и Илия.

— Каков смысл слов апостола Петра о трех кущах?

— Три кущи — три домика, три шалаша. То есть остановить мгновение, некая статичность, больше ничего и не надо — это тоже особенность человеческого мышления.

Замысел Божий иной: чтобы мы бесконечно радовались и совершенствовались в Боге. Есть еще более прекрасный путь, это лишь отблеск, а впереди еще Воскресение и путь страданий к нему. К сожалению, Петр еще успеет произнести другие слова.

Эта статичность не решает вопроса: хорошо-то хорошо, но человек еще слаб, еще не разобрался в себе, не испытал себя, не отказался от земных страстей и страхов. Надо стать участником. Величайшая задача, поставленная перед нами Христом — будьте святы, как Я Свят. Поэтому статичность неприемлема. Слушать не себя, а Христа — это заповеди, Евангелие, Голгофа, Воскресение, и все, что было до Вознесения, когда надо было слушать Его и следовать за Ним. Там все стало по-другому, и уже не нужны были кущи, но:  Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Всему миру несли благую весть и свою радость

Кстати, здесь подсказка для поведения некоторых лиц и групп лиц: если подлинная радость и счастье от Бога, то когда кто-то где-то запирается, то, что мы называем отделившимися сообществами или расколами — в этом статичность, которая несовместима с ними. Церковь постоянно растет, она постоянно со Христом, даже Царство Небесное — это постоянное движение в бесконечной благости Божией. В Боге нет никакой статичности, но бесконечное усовершенствование и радость. Но этого надо достичь, а для этого надо слушать Христа. Здесь напоминание о том, что нужно читать Евангелие, прямая заповедь Бога Отца: «Христа слушайте». Кто не слушает Христа, не слушает Бога Отца, находится в грустном состоянии: состоянии сна и «кущности», то есть ограниченности, примитивности.

— После Своего преображения, Господь Иисус Христос спустился с учениками с горы Фавор и совершил чудо исцеления бесноватого отрока. Имеет ли это исцеление отрока какое-то символическое значение?

— Конечно. В Евангелии есть таинственный момент: сказано, что люди подбегали и как-то по-особому приветствовали Христа. Видимо, даже те, кто не участвовал в преображении Христа, хотя Он уже был в обычном виде, все-таки люди чувствовали некое веяние внутреннего света и тепла от Него. Некая притягательная сила от Него, которая вызывала, может быть, даже не осмысленное желание быть со Христом.

Конечно, события исцеления отрока имеют глубокую связь с предшествующим преображением на горе Фавор. Это продолжение мысли о том, что мы должны быть соучастниками и соработниками Бога.

Ученики не справлялись с исцелением этого отрока, и тогда Господь сказал очень важную фразу: только молитва и пост сокрушают силы дьявольские. Казалось бы, какое отношение имеют наш пост и наша молитва к кому-то другому? Оказывается, имеют в том смысле, что если мы трудимся над собой, мы становимся сопричастниками Божьего домостроительства спасения, мы становимся сотрудниками Бога. А у сотрудников Бога уже есть силы от Бога, коль они Его сотрудники. Силы для борьбы с дьяволом и злом.

— Значит, у учеников не было достаточно сил?

— Может быть, была какая-то самонадеянность. Мне кажется, здесь также разоблачение неких лжецелителей, которые частью являются пройдохами, но остальные являются сотрудниками дьявола. Потому что подлинный дар дается трудящемуся с Богом. Некоторые возомнили, что они хорошие и правильные сами по себе. Так с кем трудятся они?

Ведь трудящийся с Богом слушает Христа, вся жизнь должна быть поставлена по Евангелию:Блаженны нищие духом. Блаженны милостивые, и далее. Вот, что дает право быть с Богом, и тогда Господь дает кому нужно дары. Мы знаем, что многие святые имели различные дары именно потому, что они трудились с Богом. Вот об этом и говорит Господь в словах«Сей же род изгоняется только молитвою и постом», то есть не какие-то магические формулы и акты, а самоусовершенствование человека постом и молитвой. Труд должен быть именно со Христом, и это Его власть — давать тому, кому Он сам хочет. Все это, конечно, зиждется на покаянии и смирении.

— В Евангелии сказано, что учеников Христа на горе Фавор осенило облако. Какое символическое значение имеет это облако.

— Это еще один замечательный образ. Мы имеем полное право назвать Праздник Преображения Днем Святой Троицы. Преимущественно мы называем так Праздник Пятидесятницы, потому что в этот день в полноте явилась благодать Святого Духа. Более яркого присутствия Святой Троицы, как Дары Святого Духа и Его Церковь, в мире уже не будет. Это как бутон, распустившийся в день Пятидесятницы, окончательное, реальное спасение, благодаря милости всех Трех Лиц Святой Троицы.

Прикровенно Святая Троица не раз являлась в Ветхом Завете. Но это было предуказание, мирового сотериологического действия Ее в мире еще не было. Может быть, было по отношению к Аврааму, а в нем по отношению ко всему будущему человечеству — это тоже интересные смыслы.

Но первое яркое явление Святой Троицы — это день Богоявления. Сын крестится, раздается глас Бога Отца, и Святой Дух является в виде голубя. Тоже очень важная параллель: Богоявление — Преображение. Без нашего крещения невозможно наше преображение. Крещение — это начало преображения. Крещение, преображение, а затем воскресение. Все взаимосвязано, идет четкая логическая сотериологическая линия.

Преображение — Сын являет свою божественную природу. слышится глас Бога Отца, и появляется облако, которое символизирует Святой Дух. В Евангелии четко сказано о сакральном характере этого облака. Снова является вся Святая Троица, и это напоминает нам, и Кто наш Бог, и в чем суть нашего спасения — в возвращении к Богу. Это возвращение даровано нам через служение Бога в Лице Иисуса Христа. Он воплотился и присовокупил человеческую природу «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», дал нам залог спасения. Это очень красивая, вдохновительная догматическая тема.

Все удивительным образом взаимосвязано: служение Христа, Евангелие, все эти события. Все явления Святой Троицы идут по нарастающей: Крещение, Преображение, Пятидесятница, когда Святой Дух  явился в виде огненных языков. Это уже наша частица, наша жизнь, наша практика. Человек как бы готовился к этому — в виде апостолов, учеников, ведь они были первые священнослужители, первые епископы Церкви, и они так готовились к своему служению. Недаром, когда выбирали апостола вместо предателя Иуды, выбирали того, кто был со Христом от момента крещения Его от Иоанна. То есть некий полный курс «духовной академии» со Христом и соучастия, сопереживания.

Бог становится все ближе и ближе к нам, Он идет к нам навстречу, как отец идет навстречу блудному сыну, но воссоединиться с Ним мы могли лишь после событий на Голгофе и Его Воскресения. Пока не было прославления Христа на Кресте, ведь когда кто-то жертвует собой, как бы страшно это не выглядело, это слава человека, а в данном случае Богочеловека. Это высшая жертва, которая только может быть на земле.

Так что это прекрасный и вдохновительный праздник, и дай Бог, чтобы мы не сужали его до яблок и фруктов, хотя это вопрос и важный  для нас.

— Почему Христос заповедал некоторое время хранить в тайне увиденное на горе Фавор?

— Так же, как Он заповедовал Своим ученикам до времени не сообщать, Кто Он Сын Божий. Понятно, что ученики, которые были рядом с Ним, видели Его дела, начинали понимать, что Он не пророк, не Царь, а Некто больший. И апостол Петр говорит Ему: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Это понимание произошло не потому, что апостолы были внимательны и догадались, это познание тоже было Дар Духа Святаго. Надо было еще созреть в этом, проникнуться. До Голгофы, до Его Воскресения нельзя было поставить точку в понимании Христа. Кое-кто хотел поставить эту точку — те, кто при Его входе в Иерусалим, кричали «Осанна». Они признавали: вот царь, пророк, так давай же нам. А затем: ах, не даешь или даешь не то, что нам надо, так распни Его.

Поэтому до Распятия и Воскресения нельзя было до конца уяснить, Кто такой Христос. Чтобы это было уже главной идеей в жизни. Преображение собственно и говорит нам об этом. Церковь в тропаре и кондаке упоминает, что Господь показывает славу Свою прежде Своего страдания, чтобы укрепить апостолов к тому высочайшему испытанию, «экзамену» в познании Христа, который еще грядет. И мы помним, как трудно им дался этот «экзамен» Креста, и не менее трудно «экзамен» Воскресения. Евангелие приводит живые, человеческие подробности: как они пугались, видели и сомневались, испытывали и так далее. Поставить точку в понимании, исповедании и разговоре об этом можно было поставить только после Воскресения.

Само Воскресение показывает, как апостолы созревали, приходили к этому и становились настоящими исповедниками Христа, свидетелями. Это слово появляется после Воскресения. Свидетели своей жизнью. По-гречески слово мученик означает свидетель, и мы называем мучеников свидетелями Христа.

Преображение — это поддержка учеников на этом сложном и великом пути, поэтому не для болтовни оно было, не для рассказов о явленном чуде.

— Но ведь поддержка, наверное, была нужна всем ученикам, почему же Христос берет лишь троих? Может быть, если бы Иуда был на Фаворе, он бы не предал Христа?

— В данном случае мы говорим не о личностях, а о принципе: Христос берет не трех, а берет учеников. Апостол Петр был на Фаворе и трижды отрекся от Христа. Для нас урок в том, что внешними чудесами, внешними эффектами вера не приобретается. Сам Господь в притче сказал: что даже если мертвые воскреснут, не поверят, и что если Моисея не слушают, то есть Писание, никакие внешние эффекты не создадут веру. Потому что под верой понимается в библейском смысле свободный жизненный выбор. Не какой-то страх и попытка «присоседиться», но желание разделить с Богом труд и путь. Я есть Путь, Истина и Жизнь.

Не важно, сколько именно учеников, результат был бы один. Это подсказка для всех нас: благодаря этому событию и Евангелию это доступно всем. Хотя мы уже знаем всю последовательность событий, но наш путь веры идет с этой постепенностью и последовательностью. Мало знать, надо чтобы это стало главной жизненной целью, путем, истиной и твоей жизнью. И здесь мы, хотя знаем все Евангелие, знаем о Воскресении, идем тем же путем, что и апостолы, поскольку еще не прониклись всем этим.

Например, мы должны осознанно сопереживать всем событиям богослужебного круга, читать Евангелие, какие-то моменты встречи со Христом обязательно случаются в нашей жизни — может быть, это и есть те проблески, как Преображение. Как мы можем ответить на эти проблески? Первый вариант: хорошо нам здесь быть, сделаем кущу. Нам надо задуматься, а не делаем ли мы кущу? Подумайте об этом. Когда мы это осознаем, восхищаемся и, уже зная о нашей цели, начинаем работать. Каждый проблеск возбуждает нас к большему усердию, пониманию, осмыслению, труду, что уже выражается в нашей повседневной жизни: любви, добре, терпении, смирении и прочем. Мы знаем, что нам не куща нужна, но идем к Голгофе и Всеобщему воскресению.

— Большое спасибо, отец Дамиан. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

— Большое спасибо за внимание. В этот замечательный Праздник Преображения Господня всем желаю прочувствовать радость божественного фаворского света, чтобы он освещал наш жизненный путь и был залогом вечного солнца правды воскресшего Господа.

Храни всех Господь. С праздником!

Окончание

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Рассказ Ивана Сергеевича Шмелева — «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС»

На главную страницу сайта - Семья и Вера