Беседы с батюшкой. Воспитание, катехизация, образование

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

К познавательному просмотру (и прочтению) предлагаем очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал иеромонах Никодим Шматько, настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы.

Тема телепередачи: воспитание, катехизация, образование.

окончание

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Юлия Подзолова

– Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского при православной гимназии и духовник гимназии иеромонах Никодим. Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

– Добрый день. Божие благословение и помощи Божией всем вам.

– Тема нашей сегодняшней передачи “Воспитание, катехизация, образование”. Отец Никодим, многие годы Вы преподаете на богословских курсах для мирян. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то особые правила преподавания для мирян?

Иеромонах Никодим Шматько

– Правила существуют в любом процессе обучения, поскольку обучение зависит от категории людей, их восприимчивости, атмосферы в государстве, обществе, церкви. Этих правил может быть множество, и всех их не запомнить. Но есть правила, которые неизменяемы, начиная с рая, где проходили свою жизнь Адам и Ева и заканчивая последним человеком, рожденным на земле. Они связаны с Тем, Кто является над нами – это Господь Бог, и Он есть Любовь. Конечно же, первое правило есть любовь. Второе правило – свобода. Любовь немыслима без свободы. Свобода – это великий дар Божий, и Господь в любви дал этот великий дар быть свободными. Тогда еще Адам и Ева не знали греха в раю. Им было дано правило послушания. И это и есть третье правило. Любовь и свобода в послушании. Именно в свободном послушании мы восходим к истинной любви. Эти три слова – любовь, свобода и послушание – полностью характеризуют воспитание. Можно много еще говорить и добавлять, но эти три слова охватывают всю суть воспитания.

В любви можно выразить три добродетели – веру, надежду и собственно любовь. В свободе можно выразить свободу во грехе (после грехопадения) и свободу от греха, в чем и заключаются воспитание и послушание. Ведь послушание не слепое требование и не слепое диктаторство, а послушание, которое призывает к самопожертвованию – жертвенному служению.

Наш русский язык таков, что если вслушаться в каждое слово или словосочетание, можно услышать ответ: вос-питание. Мы питаемся телесно, питаемся душевно, питаемся духовно. В том, что касается телесного питания понятно на уровне инстинкта каждому: ребенка надо кормить.

Но человек создан по образу и подобию Божию, ему дана великая свобода в Боге. Здесь мы выходим на уровень понимания, кто же такой – человек? Мы должны осознать, кто мы. Есть целая наука антропология. Мы – венец творения. В чем заключается образ Божий? Именно любовь, которая дана нам в свободе послушании, является точкой опоры.

Образ Божий заключается в бессмертной душе. Можно мудро, богословски объяснять многие термины, но для современного человека очень понятны такие слова, как ум, чувства и воля. Православная Церковь говорит на символическом языке, поэтому, изобразим человеческую душу в виде круга, на котором выделим сегменты: ум, чувства, воля. Бессмертная душа облагодатствована умом, разумом и волей. Причем, это особый ум, потому что он способен отречься от собственных греховных идей. Животное не может сделать этого. Ангелы имеют свободный ум, но они не имеют тела. То есть, именно человек является венцом творения, которому на Литургии даже ангелы служат. Мы призваны воспитывать в нас образ Божий, питать его духовно.

У нас есть искусственная энергия, энергия естественная – солнечная, та, которую дал Господь, и есть нетварная энергия. Высокое учение о нетварной энергии научает питать детей этой энергией. Плоды земли аккумулируют в себе солнечную энергию, и мы питаем ими наше тело. А что же питает нашу душу? Душу питает благодать – нетварная энергия.

Господь создал человека, и вся Вселенная должна была пройти сквозь этого преображенного человека. Человек должен был пропустить ее сквозь себя и возглавить ее. Как в песочных часах, где есть две колбочки, а между ними узкий переход, через который должен перетечь весь песок. Все началось с наименования человеком животных, тем самым человек стал во главе всего. С этого момента Господь и стал воспитывать в человеке это достоинство. Господь дал человеку Еву, чтобы они друг друга поддерживали в воспитании. То есть, Бог поступал, как великий Педагог.

Существует святоотеческое произведение “Педагог”: Педагог с заглавной буквы – это Сам Христос.  Ведь Господь мог родиться на земле, вырасти и взойти на Крест за несколько дней, ведь Богу все возможно. Но Он тридцать лет был, как обычный человек, в семье, потом три с половиной года, как великий педагог, чудесами и наставлениями воспитывал учеников. Мы все становимся Его учениками.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что воспитание детей является самым важным, судьбоносным в жизни человека. Он также пишет: “Если бы отцы тщательно, по-христиански воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни судилищ, ни лишений и наказаний, ни публичных убийств”. Если бы правильно воспитывали своих детей, не проигрывая в этой информационной войне, не было бы войн ни на Украине, ни в Сербии.

– Что значит “правильное воспитание”?

– Первое, как мы уже сказали, это любовь. Второе – привить свободу  от греха, способность размышлять. Ум должен хранить христианское мировоззрение: это правильное взаимодействие трех личностей в этом мире, то есть Бога, человека и ангелов. Если мы правильно представляем, Кто такой Бог, а не что такое бог, то мы уже любим Бога, это Личность, Которая всегда нас слышит, любит. Енох, вперяющий ум в Бога, постоянно находился в видении Бога и все свои дела совершал, видя перед собой Педагога Бога. То же самое Илья. И такое воспитание привело к тому, что они живыми взошли на Небо. Они научились получать благодать от скорбей, от страданий, от радостей, от всего, что случалось в жизни. Они и радуются, и страдания тоже принимают с радостью. Как говорил апостол Павел, радуйтесь, когда вас гонят, потому что таким образом вы становитесь подобными мученикам.

Вторая неотъемлемая часть воспитания – это чувства. Храни честь смолоду, то есть чувства благодати, любви к маме, бабушке. Некоторые дети, взрослея, говорят о том, что стали верующими благодаря тому, что каждую ночь видели бабушку, плачущей у иконки. Потому что во время молитвы она призывала в эту комнату нетварную энергию. Когда мама кормила грудью ребеночка перед иконами, она также невидимо питала его и благодатью. Ведь воспитание начинается не с момента рождения, но с момента зачатия, а еще лучше – с выбора жениха. Когда мать питает ребенка молоком, она уже воспитывает его. Воспитывается ребенок до трех лет, а после уже идет перевоспитание.

Святитель Василий Великий говорит: “Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает себе налагаемые образы, надо немедленно, с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре. Чтобы когда раскроется разум и придет в действие рассудок, то необходимо научать с положительных первоначально оснований, преподаваемых образов благочестия”.

Когда ребенок вскричал в утробе матери: Иоанн Креститель в утробе Елизаветы, будущий преподобный Сергий в утробе своей матери, это означает, что мать уже жила в чистоте, уже ожидала святого, девять месяцев воспитывая в утробе ребенка.

Даже психолог-атеист, когда к нему пришли родители с вопросом, когда нам воспитывать нашего трехлетнего ребенка, ответил:

– Вы опоздали на три года.

Православный священник скажет им, что они опоздали на три года и девять месяцев. А пришли бы к старцу духовной жизни, он бы сказал, что они опоздали на три года, девять месяцев и на то время, что прошло с момента, как они венчались. Поэтому, когда девочке всего семь лет, она уже кутает куколку, а через десять лет уже сможет носить в своем чреве реального ребеночка.

Ум должен четко понимать эту иерархическую структуру: Бог, ангелы, святые, духовные отцы, родители. Второе – это чувства, надо уметь привить благочестие. Кто, как не мать, которая любит Бога и постоянно стяжает эту нетварную энергию, благодать Духа Святаго, может передать эту ребенку. Моя бабушка не умела даже расписывать, но ее образ – постоянно молящейся и постоянно трудящейся – у меня перед глазами. Она всю жизнь посвятила детям, вокруг нее постоянно была благодать. Она мало говорила, но благодать ощущалась детьми. Мы воспринимаем на уровне подсознания. Ребенок впитывает, как губка. Когда человек представляет в уме образ отношений к Богу, природе, к мужу, все это он впитал до трех лет, потом идет перевоспитание.

И, наконец, воля. Это самое слабое место у всех нас. Мы все очень умные. В школах, в православных гимназиях очень многие считают, что знают гораздо лучше, чем дедушка, бабушка, родители. Родители не знают того, о чем рассуждают четвероклассники на уроках Закона Божьего. Родители учатся от наших детей. Мы преподаем детям, а они преподают родителям, но, однако, чувство благодати у родителей может быть выше. Если сравнить наши умения рассуждать о догматах с апостольскими, они так рассуждать не могли. Однако их благодати было достаточно, чтобы 82 человека воспитали весь мир. Христианство настолько распространилось в мире, что даже изменило летоисчисление.

Наша воля слабенькая. Сейчас есть проект “2030” – просто пришел, как с флэшки загрузил знания детям в мозг, и никакого воспитания, а это очень опасно. Об этом предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорит, что просто образовывать детей, без воспитания – обрекать их на погибель.

Сейчас среди родителей есть теория, что ребенку нельзя ничего запрещать, что он так познает мир. Но разве дозволительно мучить животных? Если ребенок в детстве издевался над животным, это не пройдет бесследно и скажется на его жизни или жизни его детей. Без покаяния все это запечатлевается.

Итак, главное в воспитании – свободная любовь через послушание в жертвенной любви. Обязательно  надо образовывать ум, чтобы была четкая иерархия. Ум знает путь в Царство Небесное, но он должен чувствовать огонек благодати Духа Святого. Потому что ум все время пытается нас оправдывать в наших слабостях, и надо его четко выстроить в иерархии любви.

Что помогает героям в русских народных сказках? Ум – логика и благочестие. Например, русские народные сказки “Курочка-ряба и золотое яичко”, “Репка”, или “Сказка о золотой рыбке”, ведь Александр Сергеевич Пушкин выразил в ней такие богословские мысли, какие не выразимы ни в каком ином мировоззрения, как только в христианском.

Мы говорили об уме, чувстве и воли. Образ этого можно найти в басне Крылова о щуке, раке и лебеде. Щука – это наши чувства, если она кого-то не съест, она не выживет. Мы привыкли в атеистическом мире к тому, что для того чтобы выжить, надо кого-то съесть. Рак – это воля. Как он передвигается? Все время пятится назад. Наша воля все время стремится спрятаться от жизненных проблем через наркотики, алкоголя. Пусть за меня решают папа-мама или жена, или муж. А лебедь – наш ум, который стремится в Царство Небесное. Ум мы должны вперять в Бога. Мы призваны не стоять на месте, но облагодатствовать и лебедя, и рака, и щуку, чтобы они все устремились к одному, и тогда телега – наше тело – сдвинется с места, и мы войдем в Царство Небесное.

Подойдем теперь с другого конца, будем двигаться от послушания к вершине – любви. Не телесная любовь, даже не душевная – она хороша, но лишь как почва плодородная, а духовная любовь – очень высокое понятие. Разве мать София не любила своих дочерей – Веру, Надежду, Любовь? Конечно, любила. Но если их житие прочитает атеист, он будет потрясен: как это христиане отдают своих детей на сожжение. Я даже представляю, как матери Софии кричали: “Что же ты за мать, что губишь своих детей?!” Мать София воспитала своих дочерей на житийных примерах – это высота жертвенной любви. Маленькая Любовь видела гибель старших сестер, но и она не отказалась от Христа. Сердце Софии не выдержало, и она скончалась от разрыва сердца. И мы теперь прославляем их во святых. Вот высота любви.

Мы, христиане, призываем к пониманию того, что человек есть образ и подобие Божие.  Если Христос пострадал за нас на Кресте, то Он и нас призывает сораспяться Ему. В Таинстве Крещения мы так и поем: если вы желаете креститься, то вы должны облечься во Христа.

Что же это за крест? Это и есть послушание. Вот движение к высшей свободе, к высшей любви. Послушание символично обозначим десятью заповедями Божиими. Если мы приучаем к их исполнению наших детей – это первый уровень воспитания. Ум движется, чувства движутся в Царство Небесное путем послушания.

Загадаю нашим телезрителям сказку, которую я рассказываю слушателям богословских курсов. “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве”, где и колобок катался, и желания выполнялись по щучьему велению. Выбрана именно щука, потому что это символ наших чувств. Если чувства живут по благодати, тогда и печка ездит, и все сбывается, потому что Ванюшка был очень послушным.

Тридевятое Царство – там, где верят в Пресвятую Троицу, поэтому там все и сбывается. Тридесятое государство – стремятся исполнять десять заповедей Божиих. Вся государственная юриспруденция заложена в десяти заповедях Божиих. Только одну заповедь изменили, рушится вся юриспруденция. Ювенальная юстиция, например, наносит удар по пятой заповеди: непочитание своих родителей.

Тридевятое Царство – это девять Заповедей Блаженств. Господь пришел на эту землю, дал нам Евангелие и сказал: “Приблизилось Царство Божие”. И сразу дает Заповеди Блаженств. Послушание выражено в крестоношении: в исполнении 19 заповедей Божиих.

Нам прививают мысль о том, что достаточно исполнить 10 заповедей – это протестантское мнение. Мы можем исполнять 10 заповедей, но при этом превозносимся, как фарисей. Воспитание начинается с осознания нищеты духовной, того, что я хуже других.

Когда ребенок видит, что папа – глава семьи – если совершил ошибку, просит у мамы прощения. Если так поступает и мама, он научается этой нищете духовной.

Стремление жить по 19 заповедям и есть то послушание, которое нарушили Адам и Ева. Еще в раю в их сердцах были записаны 19 заповедей, они перестали выполнять 9-ть, тогда Господь оставил им выполнение 10-ти. В Ветхом Завете это были самые главные заповеди. Выполнение их привело Матерь Божию в нищету духовную, и когда Она сказала, что хочет быть последней рабыней у той госпожи, от которой родится Богочеловек, ей явился Ангел Божий и сказал: Ты будешь этой Госпожой. То есть, послушание возвело Ее над всем человеческим родом.

Если мы уяснили эту строгую модель движения вверх до мужества, готового отдать свою жизнь за други своя. Как Андриан и Наталия, когда супруга подвигает своего мужа на жертву. У нас есть путь – 19 заповедей.

По мере духовного возрастания мы приобретаем свободу от греха. Мы начинаем плакать о своих грехах, начинаем проявлять кротость, достигаем чистоты сердечной. Когда мы чисты сердцем, мы, как миротворцы, примиряем всех людей, даже страдаем за них, готовы умереть за них. Наконец, изгоняемся за правду, и, как мученики, как Евгений Родионов, готовы отдать свою жизнь, не снимая крестик с шеи. Послушание и свобода взаимосвязаны. Свобода приводит к высшему состоянию жертвенной любви во Христе.

– Вопрос телезрительницы: Возможно ли посетить Ваши занятия и лекторий? Где Вы будете выступать в ближайшее время?

– По этой теме я буду выступать 25 сентября в Парке Сокольники, в павильоне 11-1 с 14 до 17 часов. В этом же павильоне состоится беседа на тему “От покаяния к воскресению России”. Так же будет возможность посетить выставку, в которой принимает участие монастырь Ганина Яма из Екатеринбурга, и приложиться к святыням Урала.

– Какие правила существуют,  для того чтобы строить счастливую семейную жизнь?

– Правила, как мы говорили, незыблемы. Счастливая семейная жизнь немыслима без иерархии. Само слово “счастье” означает быть частью чего-то. Я могу быть частью спиртного, футбола, автомобиля – находить в этом счастье. Но сколько бы человек не стремился быть частью этого материального мира, каких-то игр, фантазий, иллюзий, он не будет по-настоящему счастлив.

В Православной Церкви есть замечательное слово – блаженство. В советское время слово изменило смысл, блаженный было синонимом безумного. Почему герой наших русских народных сказок Ванька-дурачок? Потому что он поступает не по земным правилам, но небесным, поэтому у него все происходит. Ванька – это Иоанн, это имя переводится как “благодать”. То есть это человек в благодати. В наших сказках подспудно заложено покаяние.

Настоящее счастье может быть в семье, которая соблюдает эти правила: послушание, свободу в любви и настоящую любовь. Когда были созданы Адам и Ева, они были равны, а когда произошло грехопадение, у них  одна сущность, но разные функции. У мужчины больше действуют ум и воля, а у женщины – ум и чувства. Должна быть гармония: мама занимается воспитанием, потому что она чувствует страдания ребенка, может его вовремя поддержать. У мужчины логика, воля, он стратег. Господь дал определенно наказание, что означает совет: Адаму спасение будет в поте лица добывать хлеб свой, женщине – рожать детей. Но это не значит, что рожать лишь телесно, можно и духовно. Постоянно быть носительницей бремени Христова. И сказано, что муж будет главенствовать над женой. Женщина находит свое счастье в подчинении мужу.

Говорят, сейчас многие мужчины пьют. А что происходит у нас с детского сада: мальчиков сравнивают с девочками, и наоборот. Девочки с первого по одиннадцатый класс старосты, мальчики где-то на галерке. Когда мальчик вырастает и идет в армию, он всего боится, ведь за него всегда решали другие. Мужчина за 200 лет Синодального периода и 70 лет советского стал никто.

В семье должна быть иерархия, демократии не может быть, как корень не может быть стволом, а ствол не может быть листочком. Корень и ствол – это муж. Жена – это веточки, а плоды – это дети. Если мы все смешаем, и когда папа будет приходить с работы, давать доедать ему за ребенком, он и будет спиваться. Мужчине легче уйти от проблемы.

– Как это объяснить женщине, которая не хочет принимать такую иерархию?

– Это целый процесс воспитания, целая структура. Ведь разрушение этого сознания происходило  триста лет.

Святитель Иоанн Златоуст писал: “Пусть и мать научится воспитывать свою деву в этих правилах, отвращаться от роскоши и от украшений и от всего прочего, что свойственно блудницам”. Он пишет и такие страшные слова: “Это расстраивает всю Вселенную, что мы не радеем о собственных детях, заботимся об их приобретениях, а душой пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело. Недостаточно только оказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь легкомыслие юности”.

У нас же получается ровно наоборот: ребенок – это кумир. Когда мы видим, что папу не уважают, что он говорит неважно, этот шлейф страданий идет по всей его жизни. Если муж почувствует, что Вы его слушаете, он будет работать на десяти работах, только это надо показать всем своим видом, надо смирить себя. У нас этого не получается.

В Священном Писании мы видим, что первосвященник Илий за то, что не воспитывал своих детей, которые вели неблагочестивый образ жизни, Господь попустил напасть филистимлянам. Не помогла даже ветхозаветная святыня – ковчег. Сыновья  Офни и Финеес были разбиты и убиты, а Илий, узнав об этом, упал со скамьи и умер бесславной смертью. Господь наказал первосвященника и целый народ за то, что тот не наказывал своих детей.

У нас сейчас целое движение филантропия, которое началось с Германии, о том, что ребенку не надо ничего запрещать. Это была мина замедленного действия, и через Петра I  это протестантское мировоззрение прокралось и в наше воспитание. И за двести лет это столько нарушило, что гимназисты и семинаристы стали самыми лучшими революционерами, потому что перестали воспитывать, наказывать детей.

Кто-то может сказать, что я выступаю за полицейский режим. Тогда давайте назовем полицейским режимом и Священное Писание, ведь это кощунство. Ведь в Книге Сирахова черным по белому написано: бей сына своего неразумного, он потом будет благодарить тебя.

Сейчас я взял на себя дерзновение идти против всей системы протестантизма, который говорит о том, что человек рождается tabula rasa, то есть чистым, мешают ему социальные условия, родители и все остальное. Отсюда происходят и революции.

Поэтому воспитание не только педагогическая, это богословская проблема. Мы должны посмотреть на воспитательный процесс через призму Священного Писания. Разве София вела своих детей под кнутом? Она их так воспитала, что они добровольно пошли на страдания.

Помню, как дедушка рассказывал мне, как мать отправляла его на Великую Отечественную войну: собрала рюкзачок, не пролила ни капельки слезы, перекрестила и сказала: “Сыночек, иди умирай за Родину”. Вот это воспитание. Мать с самого детства воспитывала его гражданином своего Отечества.

На этих принципах правильного воспитания были построены победы Александра Македонского над всем миром: воспитание в дисциплине и ответственности помогло ему завоевать весь мир. Принципы нравственного воспитания римского воина были таковы. Даже если в язычестве воспитывали правильно, по-христиански, это тоже заслуга Христа и ангелов, которые внушали правильно, по-христиански воспитывать детей. Поэтому греческая, а затем римская, византийская цивилизации являются результатами правильного воспитания, исполнения заповедей.

Язычники Сократ, Плутарх, Цицерон, прекрасно писавшие о воспитании детей, в некоторых случаях доходили до понимания нищеты духовной. Ведь как воспитывали тогда детей? Если ребенок сидел при взрослых – это считалось едва ли не кощунством, ты должен встать и почтить старших по возрасту. Чтобы ребенок закричал за столом, было немыслимо у язычников.

В Ветхом Завете сказано, что если сын или дочь злословят отца или мать, то смерти они достойны. Конечно, у нас Новозаветное время, но мы должны понимать, что воспитательный процесс без правильного наказания в любви невозможно. Наказывать надо лишь за четкие проступки: воровство, обман, лукавство. Причем, наказывать без жестокости, с рассуждением, объяснив десять раз и подумав. Сказано: гневаясь, не согрешайте.

Гуманистическое протестантское движение ювенальной юстиции, которая сейчас надвигается на нас, это удар по пятой заповеди Божией и соответственно удар по государству. Потому что счастье семьи заключается в правильном воспитании: муж воспитывает жену, жена воспитывает детей. Вот это и есть счастье – жить в благодати.

Семья от слова семь. Есть толкование блаженного Феофилакта, что четверица и троица и образуют семь. Четверица – это четыре евангелиста, то есть человеческое число, а троица – божественное число, это уже синергия Бога и человека. Слово семинарист также происходит от слова семья, то есть человек, который получил достаточное образование для рукоположения и руководства другими людьми.

Вспомним седьмую заповедь блаженства “Блаженны миротворцы”, то есть в семье муж миротворец, жена миротворец, и дети будут такими же миротворцами. Отец Сергия Радонежского, будущий преподобный Кирилл всю жизнь был миротворцем, и его чаяния преподобный Сергий воспринял на уровне подсознания. Он продолжил дело своего отца и стал игуменом и чудотворцем Всей Руси. Преподобный Сергий – образец воспитания своих подчиненных. Воспитывает и сейчас, помогая в воспитании, сохранении детей.

Наказание неотъемлемо воспитание, просто наказывать надо не ремнем, а словом – это лучшая форма воспитания. Настоящее воспитание, чтобы ребенок боялся не ремня, не лишения чего-либо, а боялся огорчить любимого родителя. Конечно, когда бегают с ремнем, это уже не воспитание. Надо начинать с себя, помучиться на исповеди, вспомнить все свои грехи, потому что они возвращаются к нам через наших детей. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему. Надо, прежде всего, подумать о себе.

Наказывать надо, если нет другого способа исправления. Вышла книга “Православное воспитание: афоризмы, поучения”, она замечательно построена: сначала приводятся отрывки из Священного Писания и высказывания отцов Древней Церкви, а потом более современных: Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова. Что интересно, древние отцы относятся к воспитанию очень жестко: не жалей кнута. Даже святой Иоанн Кронштадтский говорил, что это дьявольское мнение о том, что человека нельзя принуждать не в вере, не в учебе. “Что выйдет из тебя, глашатай новоявленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий, слепой разум, твоя грешная плоть, скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю доброму, а хотя бы должному и полезному?”

Как может христианин не понуждать и не принуждать себя к исполнению предписаний веры и благочестия. Иоанн Кронштадтский всегда ставил только пятерки, но если кто-то говорил, что он атеист, он жестко обращался с этими детьми, вплоть до исключения.

– Отец Никодим, к сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Божие благословение и помощи Божией в воспитательном процессе: нести свой крест, а дети, видя наше крестоношение, пойдут и сами. Этого достаточно для воспитания нас и наших детей.

Окончание

Беседы с Батюшкой. Самопросвещение

Беседы с Батюшкой. Патриотическое воспитание

На главную страницу сайта - Семья и Вера