Вопросы священнику, ответы

Осуждать нельзя. Тогда как относиться к маньякам?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Мы знаем из Евангельского учения, что осуждать нельзя. Тогда как относиться к маньякам, изуверам, детоубийцам и прочим извергам?

На данный вопрос отвечает протоиерей Александр Лебедев:

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

«Любой грех калечит не только того, на кого он направлен, но и самого грешника, прежде и более всего. Если не ошибаюсь, святой Исаак Сирин сравнивал грешника с собакой, которая лижет пилу, не замечая боли, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.

Чем больше мы грешим, тем больше калечим свою душу. Так что все мы в разной степени калеки-больные. А в больнице никто никого не осуждает. «Ах, какой подлец, печенка у него разлагается, не то что я, вон какой молодец, у меня всего лишь гангрена» – глупость, правда? Каждый озабочен своей болезнью, а на других смотрит с состраданием.

протоиерей Александр ЛебедевТак нужно относиться и к грехам – больше думать о своих, а другим грешникам сострадать. В конце концов, Христос говорит: «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Это же наш шанс спастись – давайте будем использовать его. Как правильно заметил автор вопроса, осуждать нельзя, добавлю, хоть мне и самому трудно с этим смириться, – осуждать нельзя никого.

Это очень трудный, но единственно верный путь. Чтобы не свернуть с него, нужно постоянно напоминать себе, что мы не судьи ближнему, что каждого человека будет судить Бог, а Он по-своему измеряет тяжесть греха. Ведь хватило же Ему всего лишь нескольких слов, сказанных распятым разбойником, чтобы простить его многочисленные и тягчайшие преступления.

Еще одна святоотеческая мысль может нам помочь. «Люби грешника и ненавидь грех» – об этом говорят многие святые. Каждому из нас в отношениях с другими, даже очень грешными людьми, предстоит определять, где проходит эта граница между грехом и грешником. Как, с одной стороны, не возненавидеть человека, а с другой – не привыкнуть к греху, не относиться к преступлению, как обыденщине.

Что может помочь людям, о которых идет речь? Прежде всего, надежда на милость Божию. Пусть из последних сил, но – надежда, а не отчаяние. Затем – покаяние. Полное раскаяние, не: «Ах, я больше не буду», а длительная и кропотливая работа над собой.

Нужно не просто увидеть тот или иной свой грех, нужно распутать все переплетения проступков, грешков и страстей, приведших к преступлению, распутать весь греховный клубок нашей жизни и во всем беспощадно себя перед Богом осудить. Ни малейшей тени извинения себя даже в самых мелких грехах. Вот это – покаяние.

Затем – смирение. Какие бы беды, несправедливости, утраты, несчастья, обиды ни сыпались – поделом мне, еще и худшего достоин. Так мне и надо, получаю, что заслужил.

И наконец – исправление жизни, непримиримая борьба со всеми обнаруженными покаянием, грехами. Жизнь ради других. Местоимение «я» нужно просто забыть.

Все это самому человеку не по силам, говорить нечего. Поэтому, жизнь нужно пропитать молитвой и таинствами церковными: Исповедью и Причастием. Через них человек получает помощь от Бога.

Описанный мною путь – единственный спасительный. Он, кстати, один для всех».

Окончание, конец

Беседы с батюшкой. Крест родительского воспитания в современном обществе

Какова цель христианского воспитания?

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>