Исцеление сгорбленной женщины

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Исцеление скорченной женщины

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 25-ю Неделю по Пятидесятнице читается Евангельский отрывок об исцелении согбенной женщины, которая была исцелена Господом нашим Иисусом Христом после 18 лет болезни.

“В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его”. (Лк, 13:10-17)

Протоиерей Александр Ганаба сказал поучительное слово на сей Евангельский отрывок, в котором затронул тему неблагодарности.

Евангелие, чтение, заглавие, книга

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы только что слышали с вами евангельское повествование, в котором говорится о том, как Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, в день субботний – а  суббота была священным днем у ветхозаветных иудеев, потому что заповедь Божия о дне Господнем: «Шесть дней – в  них делай дела твои, день же седьмой – суббота –  Господу Богу твоему» – эта заповедь о дне покоя как дне Божьем была дана для того, чтобы люди научились среди своей повседневной суеты, среди трудов, которые они для себя делают, один день отдавать Богу. И посвящать его всецело тому, Кто сотворил весь мир, и во власти Которого находится все.

Для того чтобы научить людей помнить о Боге, через пророка Моисея закон о субботе был многократно истолкован, и были даны различные предписания, как внешне необходимо сохранять день покоя. Потом к этим предписаниям, данным в Священном Писании, прибавилось множество человеческих толкований, в задачу которых входило помочь людям лучше проникнуться Духом Божиим, лучше проникнуть в суть того, для чего Бог мир создал. А ведь Бог мир создал по любви Своей. Причина сотворения мира заключается в том, что Бог есть любовь. И Бог изливает свою любовь на свое творение, потому что творение мира есть следствие любви Божией.

Бог, как описывается в Священном Писании, сотворил мир в шесть этапов, то есть в шесть Божиих дней. Эти дни Божьи не равны дням человеческим. И их протяженность образно описывает псалмопевец и пророк Давид, говоря о Господе: «И тысяча лет пред очима Твоима как день един». Действительно, в последнее время люди, ставшие изучать творение Божие, пришли к пониманию об относительности времени. И о многом другом, что открыто наукой и о чем теперь видно, как это совпадает с библейской картиной описания творения мира. И вот мы читаем в книге Бытия о том, что в шесть дней Бог сотворил мир, а в день седьмой почил от дел Своих. Но этот день седьмой – большой день, день Божий, длится и сейчас. Шесть дней Бог творил мир, а в седьмой день призвал человека для того, чтобы человек вместе с Богом творил дела Божии. И поэтому еще в раю Адам имел творческий труд, о котором говорится в Писании. Что он называл имена всему творению Божию, то есть познавал творение Божие.

Со временем, когда грехопадший человек стал удаляться от Бога, для напоминания того, что человек должен делать дела Божии, была и дана заповедь о седьмом дне, дне покоя. Когда человек должен был не свои дела творить, но дела Божии. А какое же это дело Божие? Дело Божие – это дело любви. Как Бог есть любовь, и по любви Своей мир сотворил, так и делать дело Божие – значит творить дела любви. То есть, милосердия, сострадания, помощи ближним, бескорыстного труда во благо ближнего. К сожалению, вот эта внутренняя суть заповеди Божией за внешним установлением стала исчезать.

Не надо думать, что это только древние иудеи так воспринимали заповеди Божии. К сожалению, если мы на себя самих посмотрим, то мы увидим, что очень часто и мы также, как ветхозаветные иудеи, внешне подходим к исполнению заповедей Божиих и забываем их внутреннее духовное содержание. Ведь приведем простой пример: ставим мы в храме свечу. Некоторые считают, что достаточно прийти в храм, зажечь свечку, поставить ее и уйти. Как будто это внешнее действие само по себе что-то производит.

А ведь свеча – это символ нашей молитвы, знак нашего обращения к Богу. Поставляя свечу на подсвечнике, мы тем самым свидетельствуем о той молитве, которую мы возносим Богу, и просим, просим у Бога, чтобы так же, как горит эта свеча, в наших душах горел огонь веры. Свеча, сгорая сама, дает людям свет и тепло, и это должно напоминать нам, что мы в нашей жизни, не жалея себя, должны дарить другим людям свет нашей веры, тепло нашей любви. Свеча напоминает нам о той жертве, которую мы делаем для храма Божия, отрывая от себя, от своих надобностей, выделяя какие-то средства для этого из своего убогого и скромного семейного бюджета.

Все это действительно так, и когда человек делает это осмысленно, с верой, с любовью, огромная бывает у него духовная польза: и вера его увеличивается, и благодать к нему в душу приходит. А если человек на это смотрит просто как на внешнее действие, то ведь тогда и какое-нибудь дрессированное животное можно научить делать такое действие. Будет ли от этого польза?

Так вот, древние иудеи ко времени пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, к сожалению, очень многие потеряли внутреннее содержание заповедей Божиих. Потеряли они и понимание духовного, высокого значения четвертой заповеди Божией – о дне Господнем.

И вот Господь Иисус Христос в день субботний пришел в молитвенное собрание, синагогу. И там увидел одну несчастную женщину, которая была скорчена и которая не могла поднять даже голову, и она в таком скорченном положении, в такой болезни пребывала восемнадцать лет. Увидев ее здесь, пришедшей на молитву, Господь подошел к ней и сказал ей: «Разрешаешься от недуга твоего». И прикоснулся к ней, и положил ей руки на голову, и совершилось чудо: она исцелилась, она распрямилась, стала стоять ровно и видеть весь мир таким, каким он есть.

А начальник синагоги, старейшина, который наблюдал за порядком, увидев это чудо, вместо того, чтобы обрадоваться, стал негодовать и стал говорить: «Разве мало в неделе дней? Шесть дней – в них надо приходить и целиться. Как вы могли нарушить субботу!» Он думал о внешнем законе, но не увидел главного, что сотворил Господь: Господь совершил дело милосердия и сострадания. И этим Своим делом призвал всех нас, нам всем показал, что мы должны тоже делать дела любви милосердия и сострадания. Он как Бог имел силы и возможность исцелить эту женщину, и он сделал это. Мы – люди, не имеющие, конечно, таких дарований, можем делать то, что в наших силах для ослабления несчастий, для помощи и утешения другим людям. То, что мы можем делать, каждый из нас должен делать – вот это Господь показал Своим чудом. А старейшина негодует: «как можно делать дела в субботу!»

И тогда Господь говорит ему и вместе с ним всем тем, кто слышал Его: «Лицемеры! Разве каждый из вас не отвязывает своего вола или осла в субботу и не ведет его к колодцу, чтобы напоить водой? Как же эту женщину, которую связал сатана в течение восемнадцати лет, Мне не надлежало разрешить от ее болезни в субботу!» И эти слова Господни обличили сердца людей. То есть, они увидели, что за внешним оправданием на самом деле скрывается их нелюбовь к людям.

Как часто бывает так, что мы свое немилосердие, несострадание оправдываем какими-то внешними условиями. Не делаем добра и тут же находим себе оправдание. Не бываем милосердными и тут же себя утешаем, доказываем сами себе, что мы правы. Вот это Господь и называет лицемерием. Потому что когда нам что-то для себя нужно сделать, мы находим к этому все свои возможности.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение учит нас тому, что мы должны вместе с Богом творить дела добра, любви и милосердия. Какие это дела? Возможно ли их перечислить? Возможно ли объяснить, что это такое? Сердце каждого человека знает, что это такое. Знает, когда мы сами нуждаемся в утешении, когда нам самим плохо, как ценим мы доброе слово! Когда мы находимся с кем-то в ссоре, и кто-то первый придет и попросит у нас прощения, как сразу нам становится легче! Когда мы кому-то должны, и этот человек, кому мы должны, приходит к нам и прощает нам наш долг и говорит: «Ничего, ничего, все, ты ничего мне не должен, можешь не отдавать свой долг», как мы тогда радуемся! Когда мы чем-то заболели, или нам стало просто тяжело, и к нам пришел наш друг, или знакомый, и помог или даже там по дому убрался или что-то еще для нас сделал, как мы радуемся!

Так вот, то же самое, пока у нас есть силы, и есть возможность, мы должны делать для других людей. Это и будут те самые дела милосердия, которые призвал нас Господь творить в субботу. А в нынешнее время, когда Господь дает нам возможность, и силы, и здоровье, мы должны просить у Него благословения, чтоб Он научил нас видеть вокруг себя, куда мы можем приложить эти силы.

Испросим же, дорогие братья и сестры, с молитвой у Господа Бога помощи нам с вами, чтобы всегда быть вместе с Ним, всегда идти по Его благому пути и исполнять Его благие заповеди.  Аминь.

Окончание, конец

Неделя 22-я по Пятидесятнице, о воскрешении дочери Иаира

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Кто мой ближний?

Неделя 28. Исцеление согбенной женщины

Сайт - Семья и Вера