Книги, чтение

Почему Ветхий Завет обветшал?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему чтения библии, вернее – Ветхого завета, в следующих вопросах-ответах:

• Что такое Ветхий Завет? И почему этот Завет обветшал, то есть пришел в негодность? Ведь моральные нормы, им установленные, никто не отменял?

• Почитал я Библию, а там – многоженство: у Авраама, у Иакова по две жены, и ничего страшного – Бог с ними общается. Так почему же сейчас говорят, что кроме жены у мужчины не должно быть никого?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

Ветхий Завет – часть Библии, написанная до рождения Христа. Такое название он получил от того, что центр, ядро, вокруг которого, так или иначе, строится все его повествование, это завет (то есть соглашение, договор) между Богом и еврейским народом.

Обязанности сторон по этому соглашению, если утрировать, распределяются так: Бог дает заповеди – еврейский народ их исполняет. При соблюдении этого условия, Бог оказывает покровительство Своему народу, а в будущем дарует ему Спасителя, который «отрет всякую слезу» – избавит от всех бед и дарует непрекращающееся благоденствие.

Как видим, сроки соглашения оговорены: он действует до прихода Спасителя. Поэтому, естественно, с рождением Христа, Ветхий Завет потерял свое значение, грубо говоря, в силу исполнения Богом Своих обязательств.

Христос же, если опять пользоваться юридическими понятиями, заключил Новый Завет, по которому значительно расширился круг участников соглашения: все верующие в Христа, а не только еврейский народ, имеют надежду на жизнь вечную.

протоиерей Александр ЛебедевОбещание о благоденствии уже начинает исполняться: души праведников по смерти начинают его вкушать. Наконец, Христос внес изменения и в область нравственную – дал новые заповеди. Заповеди эти не столько отменяют ветхозаветные, сколько перекрывают их. Сравните, к примеру, ветхозаветное «не убий» и новозаветное «возлюби ближнего своего». Понятно, что первая заповедь описывает лишь частный случай исполнения второй, ведь если ты ближнего любишь, то его, естественно, убивать не станешь, более того – и бить, и истязать тоже не станешь, а будешь всячески стараться помочь во всем. Так что, ветхозаветные нравственные нормы, получили новую, более полную и совершенную формулировку.

 – Почитал я Библию, а там – многоженство: у Авраама, у Иакова по две жены, и ничего страшного – Бог с ними общается. Так почему же сейчас говорят, что кроме жены у мужчины не должно быть никого?

– Есть такое выражение – из «грязи в князи». Оно описывает внезапный переход человека из низменного состояния в достойное и почетное. Но оно пропускает некий промежуточный этап – отмывание от грязи. Любой, кто пробовал отмыть въевшуюся грязь, знает, что быстро это не получается, порой она в течение нескольких дней остается в складках и порах кожи и очень медленно и постепенно сходит. Нечто подобное происходит и с нравственной грязью – невозможно внезапно сделать человека добродетельным, его нужно долго воспитывать, постепенно ограничивая низменные проявления. С этой точки зрения, наличие двух жен у ветхозаветных патриархов, как, впрочем, и установление Мухаммеда, позволяющее иметь четырех жен, – это меры не разрешающие, а ограничивающие многоженство. Да, ограничивающие, и оставляю на волю вашей фантазии предполагать, каково же было положение с женским вопросом у племен, среди которых жили Авраам и Иаков.

Женщина редко воспринималась в качестве человеческого существа, чаще, как некая одушевленная вещь, а кто может запретить (особенно богачу) умножать свое имущество? Наличие у патриархов, при всем их богатстве, всего лишь двух жен на общеисторическом фоне, действительно характеризовало их, как людей повышенной нравственности.

История не стоит на месте, все изменяется, в том числе и состояние нравственности. Изменения эти происходят закономерно, поэтому, после перехода от многоженства к двоеженству, вполне логичным представляется следующий переход – к моногамии.

Люди (в большинстве известных сообществ) хоть и постепенно, но приблизились к изначальному, райскому состоянию, когда «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут два – одна плоть» (Быт. 2, 24). Моногамия все же обоснованно считается нормой. Получается, что для древних патриархов двоеженство было шагом, приближающим их к Раю, а для нашего современника – это будет шагом в совершенно противоположную сторону».

Окончание, конец

• Как правильно читать Библию?

• Как понять разность Ветхого и Нового Завета?

Рубрика - Вопросы священнику

На главную страницу сайта