Вопросы священнику, ответы

Почему верующие часто ведут себя не так, как это предписано им в Библии?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка” Семья и Вера”!

Пополняя рубрику Вопросы священнику, предлагаем изучить вопросы-ответы на тему духовной жизни и соответствии её законам Библии:

· Почему верующие часто ведут себя не так, как это предписано им в Библии? Ладно, мы простые люди, живем без всяких церковных условностей. Но ведь им-то надо соответствовать, раз в церковь ходят…

· Почему сейчас верующие люди почти не соблюдают обряды?

· Каково одно из самых важных проявлений веры? Что подразумевает вера в Бога?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Этот вопрос выдает особый взгляд на мир и людей. Из самых ярких и известных приверженцев такого взгляда упомяну, чтобы стало страшно, Гитлера и нацистов. Они делили людей по сортам (высший и низший) и придерживались двойной морали (каждому свое – что можно и не зазорно одним, то предосудительно для других). Оказывается, и сейчас есть люди, считающие так же. Размах, согласен, не тот, далеко не тот. Но суть та же: мне можно, а тебе нельзя. A если одной меркой всех мерить, что получится?

А получится, что все люди (предельно обобщаю, за что и извиняюсь) действительно делятся на две части. Грешат все. Причина этого в том, что природа человеческая после грехопадения наших прародителей повреждена и, как говорят святые Отцы, стала «удобопреклонна ко греху».

Представим камень, лежащий на склоне горы. Он лежит, но если его попытаться сдвинуть с места, то он, как можно предположить, не двинется вверх, а устремится вниз. Так и любой человек, предоставленный самому себе, скорее будет склонен к греху, нежели к добродетели. Поэтому грешат все.

протоиерей Александр ЛебедевНо одни грешат, каются и пытаются не грешить, а другие грешат и даже не пытаются не грешить, и не каются, и довольны собой. Одних не устраивает такая жизнь: они ходят в церковь, молятся и плачут (во всяком случае, сожалеют) о своих грехах. Другие со своими грехами сжились, срослись, совесть их спит и не заставляет хотя бы прощенья просить у Бога.

Хотя внешне все одинаковые, обычные люди, но внутри у одних есть зазор между собой и своим грехом, другие же со своими грехами слились, сроднились, сплавились. Этот самый зазор может быть совсем невелик, но он есть, и это принципиально важно: можно одно отделить от другого – меня от моего греха.

Это очень пригодится, когда встанет вопрос о Царстве Божием. Мы знаем, что ничто нечистое туда не войдет, и Господь на пороге сможет отделить от меня мои грехи. Но если зазора этого нет, если меня не оторвать от моих грехов – какая ждет меня участь?

– Почему сейчас верующие люди почти не соблюдают обряды?

– Вера – понятие растяжимое. Вера может творить чудеса (Евангелие и Жития Святых переполнены примерами этого), а может быть бесполезной (ведь даже бесы веруют и трепещут, но им, я подозреваю, это нисколько не поможет избежать гнева Божия).

Апостол Иаков в своем послании (можно прочесть его в составе Нового Завета) как раз и пишет о такой бесполезной вере и называет ее «мертвой». Так что иметь веру мало. Нужно еще иметь ее живой, то есть проявляющейся в жизни. Одно из важных проявлений веры – это как раз исполнение церковных предписаний, соблюдение обрядов.

Веришь в Бога? Хорошо, замечательно. Но что ты делаешь ради Него? Если человеку жалко потратить ради Бога несколько минут на утренние и вечерние молитвы, лень оторваться в воскресенье от телевизора и пойти в храм, невмоготу отказаться от мясной пищи хотя бы два раза в неделю, то велика ли его вера? Можно ли, с чистой совестью, утверждать, что веришь в Бога, и в то же время, пренебрегать тем, что предписывает Его Церковь? Вряд ли. Вера в Бога подразумевает послушание Его Церкви. Вот повод, кстати, нам всем задуматься: а моя-то вера в каком состоянии? Много ли я совершаю в своей жизни поступков ради Бога?

А теперь можно и на вопрос ответить. Сейчас люди, считающие себя верующими, почти не соблюдают обрядов по причине омертвелости своей веры. Да, неприятный ответ. Зато честный.

 – Вы вот говорите, что Православие — это хорошо, а я знаю батюшку далеко не хорошего поведения…

– Ну что тут сказать? Да, встречаются, но, слава Богу, нечасто, батюшки нехорошего поведения. Если бы это было поголовным явлением, то, конечно, ни о какой истинности Православия не могло быть и речи, да, собственно, и само оно давно бы уже не существовало: за две тысячи лет люди как-нибудь разобрались бы, что к чему. Однако, Православие существует. Это уже о многом говорит.

Оправдывать батюшек, о которых говорят нехорошие вещи, я не буду, не буду также списывать все на сплетни и провокации. Поступлю иначе.

Давайте вспомним анекдот о двух приятелях, один из которых говорит другому:

— Вот все говорят: Карузо, Карузо, великий певец! А я на днях послушал – ничего особенного.

— Ты был у него на концерте?

— Нет, сосед пару арий напел.

Почему эта ситуация смешна? Потому что о музыке судят, опираясь на пример, который заведомо не является образцом музыкальности. Но точно так же смешна ситуация, в которую ставит нас заданный вопрос: о вере пытаются судить далеко не по лучшему ее образцу.

Чтобы судить о Православии, не вызывая смеха, нужно иметь перед глазами людей, так сказать, показательной веры. Смею вас заверить, что в Православии нет догмата о непогрешимости батюшек. Поэтому, если мы видим грешащего батюшку, то это вина его (батюшки), а не Православия. А если мы хотим дать настоящую оценку Православию, то должны смотреть на жизнь святых людей, тогда не останется никаких сомнений в том, что Православие действительно хорошо.

Окончание, конец

Возможно ли постичь Тайну Божьего промысла?

Беседы с Батюшкой. О Священном Предании

Рубрика - Вопросы священнику

На главную страницу сайта