01 Великий пост, Духовное чтение

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В понедельник 5-й седмицы Великого поста предлагаем к духовной пище отрывок из книги “Великий пост: чтение на каждый день”, посвященную 29-дню Святой Четыредесятницы.

10 (3)

Бытие глава 13, стихи 12-18

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Из песни первой Великого покаянного канона прп. Андрея Критского

Покаяния время; привожду Ти, Создателю моему: возьми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

[Покаяния время; прихожу к Тебе, Создателю моему: возьми от меня бремя тяжкое греховное, и, как Милосердый, даруй мне слезы умиления.]

10 весна, монастырь

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Протоиерей Алексей Уминский

Хотелось бы сказать о Причастии во время Великого поста. С одной стороны, мы, верующие люди, должны стремится к более частому Причащению Святых Таин Христовых, а с другой — исповедь при частом причащении нередко превращается в перечисление мелочей. Как разрешить это противоречие? Я советую своим прихожанам причащаться без исповеди, если их души не обременены тяжелыми неисповеданными грехами и совесть их по-настоящему не обличает. В мелких повседневных прегрешениях мы каемся при исполнении вечернего молитвенного правила. В случае обращения человека, которого прежде я никогда не видел, я, конечно, спрошу у него, был ли он на исповеди и если нет, то почему. Если он ответит, что исповедовался и причащался неделю назад в другом храме, я его причащу, если же он давно или никогда не приступал к исповеди, то не допущу до Причастия Крови и Тела Христовых. Но воспринимать исповедь в качестве шлагбаума на пути к Святой Чаше — значит уничижать таинство Покаяния. Нельзя устраивать на пути ко Христу какие-то дополнительные препятствия.

К таинству Исповеди не нужно подходить формально. Церковь — это не место, где ставят штамп «Проверено». Христианство и Евангелие не дают нам гарантий: они дают свободу, и у нас есть право на ошибку. Люди могут ошибаться, и Господь знает такую нашу немощь. Наши ошибки исправимы. Поэтому исповедоваться всю жизнь по книге о. Иоанна (Крестьянкина) все же не стоит (хотя она все-таки одна из лучших книг о покаянии и подготовке к исповеди). Книга предназначена, скорее, недавно пришедшим в Церковь и дает понимание того, как надо готовиться к исповеди, как заглянуть в себя. Это пособие для тех огромных толп людей, которые приходили в монастыри еще в 60 — 70-х годах прошлого столетия, лишенные духовного воспитания, духовных традиций. Таким образом, книга о. Иоанна выражает некий исторический опыт.

Однако, если какие-то человеческие традиции, возведенные даже в ранг церковных, становятся препятствием к Причастию, значит, эти традиции отжили, их время закончилось. Мы все время движемся — одни традиции отмирают, другие встают на их места. Это не касается, однако, основополагающих догматов нашей Церкви, это не касается Священного Писания и Священного Предания. Это касается человеческих преданий, о которых говорит Христос.

К исповеди можно относиться по-разному. Можно — как к прачечной: вот я прихожу на исповедь и снимаю с себя ответственность за грехи. Я прожил неделю и, конечно, нагрешил за это время. И чтобы перед Богом ни за что не отвечать, я исповедуюсь. На самом деле это ничего не дает. Это не исповедь. Потому что исповедь — результат человеческого покаяния. Это некий плод жизни, прожитой в борьбе с грехом. Мы привыкли жить размеренной жизнью: согрешил, попостился, исповедался, прочел правило, причастился. Тогда исповедь становится в нашем сознании не самостоятельным таинством, а лишь элементом подготовки к Причастию.

Некоторые записывают грехи и с этими списками за неделю приходят на исповедь. Думаю, такие люди не понимают подлинного смысла исповеди. А вот представьте, если бы нам была дана возможность исповедоваться лишь четыре раза в год? Тогда, наверное, было бы совсем по-другому. Тогда возможны были бы два варианта: либо я о моем грехе забываю, либо я начинаю жить с памятью о нем, как с болезнью, себя укоряю и очень внимательно отношусь к ближним. Частая исповедь делает нас безответственными людьми — по отношению к молитве, по отношению к ближнему. Потому что мы знаем, что всегда сможем исповедаться. И если согрешим, ничего страшного не будет. И не нужно труда те самые мелочи, про списки которых я сказал выше, исправлять. У нас есть возможность принести их на исповедь, и нам простится. А если б у нас не было такой возможности, вот тогда — доживи до следующей исповеди с этим ворохом грехов. И попробуй после этой нечастой исповеди вернуться к тому, что ты совершил раньше. Страшно будет, потому что в следующий раз придется исповедоваться только через полгода. Поэтому вопросы, что мы называем исповедью и что с нами на исповеди происходит, очень серьезные.

Но все же не надо бояться жить. Некоторые люди говорят: «подольше поспишь, поменьше нагрешишь». Я думаю, что Великий пост, — это время, когда нам по-настоящему надо жить. И если Господь нам посылает испытания, то и они промыслительны. Не надо бояться Промысла Божьего. Если мы не боимся читать книгу, которая начинается с такого страшнейшего события, как смерть ни в чем не повинных младенцев, то не должны бояться жить. Да, с нами может случиться все что угодно в любой момент нашей жизни. Однако за каждой литургией мы можем приступать к Чаше, где Ломимое Тело Христово и Его Кровь Излиянная. И трудно, решаясь приступать к Причастию, всерьез рассчитывать в своей жизни на благополучие. Задумайтесь, особенно Великим постом: мы приступаем к Распятию Христа. Зачем мы идем к Чаше, если не готовы к страданию?

Наше отношение к Таинству Евхаристии во многом потребительское. Мы воспринимаем Причастие как присутствие благодати в нашей жизни: это всегда что-то доброе, хорошее, мощное, укрепляющее, оживляющее. Воистину это так. Но мы уверены, что какая-то энергия «должна» после Причастия нас окрылять, мы «должны» после участия в таинстве чувствовать радость, а если мы ее не чувствуем, начинаем сомневаться: может, мы что-то не так сделали? может, правило неправильно прочитали? может, неправильно исповедались?

Если мы внимательно посмотрим на ход литургии, на те молитвы, которые читает священник, все станет на свои места. Потому что в центре христианской жизни лежит Крестная жертва Спасителя. Пост неизменно подвигает нас к Страстной неделе. Таким образом, пост формирует христиан, которые постятся, чтобы во время Страстной недели войти в некое состояние вечности, чтобы оказаться внутри Евангелия. Страстная неделя для нас — это открытое Евангелие, в которое мы мистически входим и становимся участниками описанных там событий вместе с апостолами и со Христом. Накануне Страстной с вербами в руках мы «яко отроцы, победы знамения носяще», восходим в Иерусалим, и наша жизнь, где бы мы ни жили, — вся в Иерусалиме, рядом с Распятым Христом. Приходит понимание того, что ты вошел в жизнь Христа и распятие Господне совершается на твоих глазах, ты его непосредственный участник. Такое личное восприятие потом дает человеку возможность принять все остальное в своей жизни, как из рук Божьих. Если ты был с Ним до Распятия и Гроба, значит, дошел и до Воскресения. И воистину познал не только умом или сердцем, а всем своим существом, что Христос воистину Воскрес. И вот тогда не страшно жить, можно уже ничего не бояться, все вопросы сняты.

10 (9)

Молитвы в Понедельник 5-й седмицы Великого поста

Молитва святого Ефрема Сирина — о целомудрии

5-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера