Имбинский, Кодинск

ПОЧТИ ЗАПОВЕДНИК. Татьяна Якутина

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами интересный рассказ автора нашего сайта Татьяны Якутиной, в котором писательница занимательно описывает свою любимую малую родину:

Рассказ

(Автор – Татьяна Якутина, г. Кодинск)

ПОСЁЛОЧЕК, В КОТОРОМ Я ЖИВУ ОКОЛО ТРЁХ ДЕЯТКОВ ЛЕТ, КАЖЕТСЯ МНЕ ПОРОЙ РАЙСКИМ УГОЛКОМ.

Четыре пятиэтажки, двух и одна трёхэтажка, три десятка коттеджей – вот и все строения, не считая дачных домиков и банек. На 800 жителей есть у нас врачебная амбулатория, средняя школа и детский сад, пожарное и почтовое отделения, несколько коммунальных структур да четыре магазинчика. Строится частная пекарня. Пять лет в добротном кирпичном здании располагается православный приход.

Вокруг Имбинского — голубая тайга.

Несомненным плюсом нашего поселения является благоустроенное жилье. Чуть более четверти века назад Имбинский строился как базовый для одного из леспромхозов Брасткгэсстроя.

К середине девяностых, если бы был жив Советский Союз, численность населения посёлка достигла бы намеченной цифры в пять тысяч жителей. Но, увы, с крушением державы остановился и рост посёлка, который вопреки всему не хочет умирать. Всё ещё держится и барахтается на плаву.

Со всех сторон его окружает тайга. В её близости есть своя тихая и скромная прелесть. Смену времён года мы, имбинцы, очень даже замечаем и ощущаем. Сейчас в самом разгаре осень, тайга полыхает золотом и пурпуром красок. По утрам припахивает лёгким морозцем, серебристый иней лежит на тротуарах и крышах домов. Недельки через две-три похолодает, а к Покрову, глядишь, и снег ковром ляжет. Правда, в последние годы он периодически ложится и тает чуть ли не до конца ноября. Совсем погода в Сибири одурела!

Имбинский, вечер, фонари

Во времена моей юности в начале ноября вовсю стояли морозы за 20, так что на ноябрьских демонстрациях мы изрядно мёрзли и зябли, в особенности те, кто любил пощеголять в капроновых колготках. Сейчас – не то. Сплошная сырость и слякоть.

Лес от моего дома совсем близко — начинается метрах в трёх от соседней улицы. А потому и его обитатели живут совсем рядом с нами. По моему приусадебному участку летом летают молодые вальдшнепы (да-да, именно так!). А у Большаковых, огород которых ещё ближе к лесу, чем наш, в морковных грядках деловито ковыряется рябчик.

На крыше бани всё лето чинно, выстроившись в ряд, посиживает семейство трясогузок. «Наших» трясогузок. Гнездо они свили под крышей веранды нашего двухквартирного дома.

Года два назад мой младший сын спас от гибели птенчика трясогузок, отогнав подальше от гнезда самого опасного для них хищника – соседского кота, который продумывал стратегию охоты за неуклюжим ещё потомством быстролётных птиц.

После того, как кот с позором ретировался, глава трясогузочного семейства поприветствовал спасителя радостными возгласами, нарезая круги почёта над его головой. Он что-то громко и быстро кричал ему. Видно, так выражал свою отцовскую благодарность.

Трясогузка, птица на крыше

Когда на следующее утро сын вышел в огород открыть теплицу, трясогузкин «муж», до того сидевший на крыше бани, мгновенно сорвался с места, подлетел к спасителю, снова что-то радостно щебеча, сопровождая до теплицы и обратно до дома.

Рядом с нашим коттеджем есть ещё одно чудо: в густых зарослях цветущего боярышника, посаженного за оградой со стороны улицы, несколько лет подряд гнездится семейство неведомых мне птиц. Думаю, что это сибирский соловей. По крайней мере, в июле 2009 года на тогда ещё не затопленных ангарских островах их заметил писатель Валентин Распутин.

Первый раз я услышала эти непрерывные, очень мелодичные трели, целый концерт, длящийся до утра, лет семь-восемь назад. Открыла окно и – просто обомлела от такой красоты и гармоничности звуков. Выключила в комнате свет, притаилась за шторой у окна и с наслаждением выслушала эту удивительно прекрасную песню.

Соловей, весна

Присмотревшись, всё же разглядела этого крохотного певца: от клюва до хвоста не более четырёх-пяти сантиметров, коричнево-серой окраски. Подобраться к дивному певцу кот не может: мешают колючки боярышника и излишняя густота ветвей. А вот птенчика трясогузочки нынешним летом он всё же укараулил – пёрышки от него я обнаружила на грядке с зимним чесноком.

На столбе соседнего дома зимой трудится дятел: он срывает шишки с растущих рядом сосен, подлетает с ними к облюбованному им месту, садится на столб, цепляясь коготками, опираясь на хвост, вставляя в ямку шишку и придерживая лапками, начинает деловито её шелушить, добывая маслянистые семечки.

Сугроб под столбом усеян чешуйками и пустыми шишками. Дятел не обращает никакого внимания на людей, периодически облаивающих его собак, проезжающие по улице машины. Воспитательницы детского сада «Лесная сказка», расположенного напротив наших домов, проводят для своих малышей экскурсии к столбу с дятлом. Но он и на них не смотрит.

Дятел и шишки, зима

Время от времени улетает на соседнюю улицу и там тоже шелушит шишки, постукивая по столбу. Чем доставляет немалое беспокойство работнице котельной Татьяне Ивановне, которая никак не может заснуть из-за него после ночной смены. Никакие увещевания на дятла не действуют. Ей даже пришлось вставить пластиковые окна, чтобы избавиться от назойливого «соседа».

Вообще, живности у нас хватает! Года два назад на своём участке, поднимая укрывной материал, чтобы прополоть и подрыхлить капусту, я едва не задела пригревшуюся под ним и примлевшую в тепле гадючку. Хорошо, дома оказался сосед и уничтожил её. До конца лета я боялась выйти в огород в летних шлёпках, надевала резиновые сапоги.

Дважды мои морковные грядки навещали кроты, а один раз с какого-то лесного болотца забрела к нам ондатра. Хищного острозубого зверька задавил пёс-дворняга, которому она прокусила лапу.

В последние годы (после пожаров на севере Иркутской области и начала заполнения водохранилища Богучанской ГЭС) наши окрестные леса облюбовали самые опасные для человека «соседи» – медведи.

Медведь, бурый

Есть для них и дополнительная кормовая база – поселковая свалка с отходами пищи. Несколько лет подряд летом медведи забредали на окраину посёлка, почуяв запах рыбы, вялившейся на крыше одного дачного домика.

Хорошо, охотники избавили жителей от встречи с агрессивным и страшным зверем.

Смотрю порой на видеоролики в интернете и дивлюсь, как взрослые люди беспечно и глупо ведут себя, подкармливая из окон легковых автомобилей «добродушного», по их мнению, сказочного персонажа.

Опасен и ещё один обитатель тайги – лось, которого не зря прозвали в народе «зверем». Здоровый самец может и медведя покалечить, что уж говорить про человека.

Одни мои знакомые, возвращаясь зимним вечером с работы, чуть не попали в аварию. Снег валил огромными хлопьями, сплошной стеной, видимость на дороге была нулевая. Водитель и его спутница не заметили лося, переходившего дорогу. В свете фар перед «Нивой» внезапно выросли огромные ноги зверя, на которого они едва не наскочили, чудом увернувшись от столкновения.

Имбинский, зима

Водители и пассажиры нашего рейсового автобуса частенько наблюдают перебегающих дорогу медведей, лис, белок и зайцев, вспахивающих по обочинам глухарей и рябчиков.

В середине сентября наши знакомые, возвращавшиеся домой из города поздним вечером, на взгорке посреди дороги заметили какую-то живую колышащуюся массу, на которую едва не наехали. Так, сбившись в большую кучу, грелись на дороге малыши зайчиков (в народе их называют «листопаднички»). В лесу после дождя было сыро и холодно, и зайчата выбежали на дорогу погреться.

В конце августа – начале сентября в тёплых лужах на прогревшейся за день дороге (особенно на бетонных плитах в сторону Братска) купаются вальдшнепы – любимые птицы охотника Тургенева.

Вот в таком почти заповедном уголке, где в двадцать первом веке даже сотовой связи нет, я и живу. Радуюсь каждому солнечному утру (зимой у нас солнышко нечастый гость), чистому воздуху, краскам тайги, которая прекрасна в любое время года, и не устаю повторять про себя: «Слава Богу за всё, что я вижу в этом мире! За печаль и за радость, за счастье жить, любить и трудиться, пытаясь сделать что-то хорошее в этой жизни!»

Окончание

По волнам моей памяти. Наводнение

Окончание

 << На главную страницу