“Дни наших детских торжеств (именин, рождения, пасхальных и рождественских праздников) отмечались тем, что более ценные подарки, например: велосипед, футляр с красками или разные складные деревянные или металлические наборы, отец преподносил брату, а мне обычно – серебряный пятачок, — делится воспоминаниями из своего детства Митрополит Нестор (Анисимов). — Моё огорчение видели братик и мамочка, а потому особенно нежно ласкали и утешали меня в этот день.
Один раз отец подарил мне красивую коробку, в которой лежали шоколадные шары и кегли. Я был в восторге, и папу обнял с детской радостью и горячо благодарил; затем мы с братом весело играли в эту шоколадную игрушку.
Бывало, если мы расшалимся и ведем себя шумно, мама, как и отец, никогда не бившая нас, произносила с кроткой улыбкой:
— Ох, детки, как вы мне надоели со своим шумом! Лучше бы вас не было!
Тогда мы оба ложились на разные диваны, сложив на груди руки, закрывали глаза и каждый объявлял маме:
— Я уже умер!
Мама, напуская на себя серьёзный вид, отвечала обычно:
— Ну, вот и хорошо!
И после этого мы уже долго не шалили.
Любил я нищих старух и охотно, с большим усердием помогал им. С сердечным участием слушал их рассказы о горестном житье-бытье. Одна слепая старуха из чувства благодарности за то, что я часто бывал её поводырём, говаривала:
— Даст Бог тебе, Миколенька, 100 лет жить и 100 рублей нажить!
При наступлении лета мама с нами, детьми, переселялась в деревню, и мы жили общей жизнью с крестьянами; мама вместе с ними разделяла работу и дома, и в поле. Тогда я и брат увидели бедную, горемычную жизнь и тяжёлый труд деревенского люда”.
По волнам моей памяти. Чем пахнет детство