НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫММолодая девушка Степанида и младший брат её Иван стали проситься у родителей на богомолье в Киев. Перед тем Ваня два года тяжело болел. Он совсем не мог ходить. Он сильно страдал. Но вот к ним в село привезли чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Мальчика поднесли к иконе, и он сразу встал на ноги. Как же было теперь не сходить на поклон Господу и Матери Божией в град Киев, славный своими храмами и святынями?

Но дорога была дальняя, и большую её часть путники должны были идти пешком, а, значит, возвратились бы не скоро. Отец и мать подумали, посомневались и, в конце концов, отпустили детей. К брату с сестрой присоединилась подруга Степаниды. Родственники дали им с собой всё необходимое для путешествия.

И вот, молодые люди отправились втроём, а по пути надумали завернуть в Саровскую пустынь к старцу Серафиму. Уже тогда преподобного Серафима знали многие русские люди. Великий старец ласково принял путников. Он благословил их и при этом сказал, что пусть Иван остаётся навсегда в Сарове, а сестра идёт Киев с подругой, без брата.

Вот тебе и сходили вместе! Степанида поняла, что дело принимает неожиданный оборот.

Удивлённая, она сказала старцу:

— Как же так, батюшка? Ведь наш отец его в монахи ни за что не отпустит. Ванечка очень способен к торговле и скоро должен будет помогать семье. К тому же и родители так его любят, что никогда не согласятся разлучиться с ним. Да и сам он вовсе не собирался в монахи. Он только хотел помолиться Богу в Киеве и поблагодарить Его и Матерь Божию за исцеление от болезни.

Но старец ответил Степаниде:

— Ваш отец человек добрый. Он отпустит Ваню, ты не сомневайся. И Ванечка будет монахом здесь, в Сарове. А твоя судьба— когда вернёшься из Киева — служить Господу в Уфе. Там будет монастырь, и ты в нём будешь монахиней, а потом и игуменьей. Станешь управлять всем монастырём.

Однако девушка в душе воспротивилась словам великого старца. Ведь она не понимала, что отец Серафим им обоим предсказал их будущее. Сейчас она всей душой желала только одного: чтобы брат вместе с нею пошёл в Киев.

Ваня тоже не хотел оставаться в Сарове. Ну совсем не хотел! Поэтому он ещё раз сходил к отцу Серафиму, уже без сестры. Он надеялся, что батюшка всё-таки благословит ему идти в Киев.

— Вот что, радость моя, — сказал старец. — Зайди-ка ты ко мне завтра, после ранней церковной службы. Тогда и поговорим.

Однако Иван не послушался старца. Он побоялся. Наверно, чувствовал, что преподобный оставит-таки его в Сарове. И не пошёл.

— Ну как, был у батюшки? — спросила его сестра.

— Был, — солгал Ваня.

— И что он сказал?

— Да велел поскорее отправляться в дорогу! — Ваня старался выглядеть как можно веселее и натуральнее.

Девушка поверила. И на рассвете молодые путники покинули Саров. Однако далеко отойти не успели. Совсем скоро Господь наказал юного лгуна. Не прошли они и нескольких вёрст, как Ивана стало знобить, и поднялась температура.

«Ничего, — подумал Ваня. — Что со мной случится! Надо идти дальше». Он ещё не понял, что Бог хочет наказать его за неправду. Дошли они до следующего села, и тут у Ивана начался такой жар, что о продолжении пути не могло быть и речи.

Местный священник с жалостью и любовью принял к себе молодых людей. Ваню сразу уложили в постель. Он лежал в горячке и бредил. Девушки сидели возле и плакали.

Вдруг больной сказал:

— Рад бы я подойти к Тебе, Царица Небесная, да не могу — болото мешает!

Когда он очнулся, сестра спросила его:

— О чём это ты говорил, Ваня?

Тогда больной рассказал, что видел, будто стоит он в Саровском храме. А Матерь Божия протянула руку и звала его к Себе.

— А я, — сказал Иван, — хочу подойти к Ней, но не могу перейти болото, которое между нами. Прости меня, сестра, — добавил он. Я обманул тебя и не послушался старца. Ведь он звал меня придти. Но я не пошёл, а тебе сказал, что он отпускает нас всех вместе.

— Ах, вот что это за болото! — воскликнула Степанида. — Это твоя ложь! Что же нам теперь делать?

— Я хочу вернуться в Саров, — сказал ей брат, — чтобы попросить прощения у батюшки Серафима.

После этих слов Ивану опять сделалось хуже, и он снова впал в беспамятство. Все думали, что он умрёт.

В этот момент в дом вдруг вошла старушка, которую, оказывается, прислал преподобный старец.

— Где тут Ваня и сестра его? — спросила она. — Я к вам от отца Серафима. «Иди, — говорит он мне, — в домик священника. Там тебя дожидаются брат и сестра. Брат очень болен, но он не умрёт. Ты приведи их ко мне. Он будет монахом у нас в Сарове, а сестра — игуменьей в Уфе».

Иван и его сестра потом не раз удивлялись, как это старец знал всё заранее? И откуда знал, где они сейчас находятся? Откуда ему было известно, что Иван тяжело заболел?

Но чему тут удивляться? Ведь старец был не простым человеком, а святым угодником Божиим.

Они возвратились к преподобному Серафиму и пробыли у него целый месяц. Сестра неотлучно была с Ваней, пока он не поправился. А потом она сходила в Киев на богомолье. И стала монахиней, а потом и игуменьей в Уфе. А Иван сделался монахом в Сарове. То есть всё произошло так, как с самого начала предсказал отец Серафим.

НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

Мы доверяем учителю,
Мы говорим: «Извините!»,
А коль поручает нам дело он,
Мы отвечаем: «Сделаю!»

Так же, как и родителям
Мы доверяем учителям.

И, безусловно, батюшке,
Церковному иерею,
Как нашим батюшке с матушкой,
Мы отвечаем доверим.

Он нас приводит к лучшему,
Он нам плохого не скажет,
Внимательно нас послушает,
И путь нам к добру укажет.

А старец? Для нас это счастье
У старца уму учиться,
Глядеть на него, встречаться с ним
С пророком и прозорливцем.

Еще ничего не случилось
И будущее — за горами,
А всё уж ему открылось
Оно — пред его глазами.

Ещё ни по телевиденью,
Ничего, ни в газетах нету,
А им уже всё увидено
Про будущее про это.

Быть может, он хворый, старенький
Ни стройности в нём, ни мощи нет,
Но, Боже, дай старца в наставники,
Дай, Боже, его в помощники!

НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

Совестливая волчица

НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ