Надо уметь владеть своим теломДорогие братья и сестры! Поучения святых отцов актуальны во все времена. И не важно, что мы живем в ином веке, оснащенном новыми технологиями и достижениями. Мы, люди, – творения, создания Божии – всегда были, есть и будем одинаковы, что в прежние времена, что в нынешние и, даже в будущие. Посему учения Святых Отцов всегда будут актуальны.

В книге святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению» немало строк уделено христианскому воспитанию, и в том числе — правильному, богоугодному телесному развитию детей.

«Тело — седалище страстей, и большей частью самых свирепых, каковы похоть и гнев. Оно же и орган, через который демоны проникают в душу или подселяются к ней. Поэтому нельзя оставлять на произвол развитие тела ребенка, а надо держать его под строгой дисциплиной с самого начала, чтобы потом передать его самому воспитываемому уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей.

Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, чтобы доставить это благо детям. При этом не следует упускать из вида церковности и из нее ничего такого, чем можно прикасаться к телу, ибо тем оно будет освящаться, а жадная животность — усмиряться.

Многое зависит в последующем от детского питания. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище. Поэтому нужно так кормить дитя, чтобы, доставляя телу крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия.

Даже врачи советуют избирать здоровую пищу, определять время и количество еды и от установленного порядка без нужды не отступать. Этим приучится дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа.

Здесь же — первые опыты упражнения в отказе себе в своих желаниях. Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе, как с болезнью может отказываться от пищи. Вместе с этим оно привыкает к своенравию от того, что с успехом выпрашивает всё желаемое.

Той же мере должно подчинить и сон, и другие удобства, имея в виду — не разжечь сластолюбия и приучить отказывать себе.

Вторая потребность тела — движение; орган его — мускулы.

Благоразумное развитие этой потребности, сообщая телу живость, приучает к трудам и образует степенность. Напротив, оставленное на произвол, оно учит одних непомерной резвости и рассеянности, других — вялости, безжизненности, лености.

Первое превращает в закон своенравие и непокорность, в связи с которыми находятся задиристость, гневливость и неудержимость в желаниях. Последнее погружает в плоть и предает чувственным наслаждениям.

Для того чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть этим своеволия и ради плоти не погубить духа, нужны умеренность и надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем способом, как ему позволено. Без этого его нрав легко может покривиться.

Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается с нежеланием слушаться даже в каких-нибудь малостях. И это — от одного раза; что же сказать о том, где эта часть совсем в пренебрежении?

Третья потребность телесная заключается в нервах. В этом отношении нужно установить правило приучить тело безболезненно переносить всякого рода внешние влияния: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей. Всё это приучает владеть телом, а не подчиняться ему.

Главное зло в отношении к телу — жаление его. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабой последнего.

Напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасения со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к этому с детства! Он способен на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте.

Душа в таком человеке является полной владычицей тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных. А это очень важно в жизни христианской».

Окончание

Беседы с батюшкой. Воспитание детей в духе православия

Воспитание детей

Надо уметь владеть своим телом