Вопрос об инфантильности относится, прежде всего, к старшему поколению, – пишет протоиерей Алексий Уминский. – Это заметно и просто в культурном контексте.
Сегодня молодые люди и люди старшего поколения, поколения родителей, примерно одинаково одеваются. Можно встретить шестидесятилетнего человека седого, но с серьгой в ушах, с татуировкой, в рваных джинсах и кедах. Мы видим молодящихся пожилых женщин, которые носят мини-юбки и активно используют яркий макияж, что выглядит странно. Так что еще вопрос, кто инфантильный, кто не хочет жить в своем возрасте, кто не признает старости, как возраста благодатной мудрости, другого ритма жизни.
Поэтому и молодежь к зрелости приходит иными путями, не подражая нам. Нет у них в этом смысле примера для подражания, нет психологическо-социальной поколенческой границы. Все очень сильно смешалось.
Я не знаю, как сегодня молодежь приходит к вере. Мне кажется, что никак. Либо речь о молодежи, которая уже воспитана в вере с детства. Либо – о молодежи, которая просто ищет всего, всего, всего, в том числе, рассматривает для себя возможными религиозные идеи. И сегодня для молодежи различные религиозные идеи находятся в одинаковой плоскости интересов.
Не надо питать никаких иллюзий по поводу такого молодежного поиска. Об этом в свое время отец Александр Шмеман очень хорошо сказал, что молодежь — это наиболее нестабильная, с точки зрения веры, масса. Потому, что не имея собственного жизненного опыта, люди легко очень быстро увлекаются идеями, очень быстро зажигаются этими идеями, также быстро остывают, быстро перебегают от одной к другой, от одного яркого и такого харизматического человека к другому.
Такое очень неспокойное, не устоявшееся время. Поэтому, поиск веры здесь — не собственно поиск веры, а просто активная жизненная заинтересованность, которая может включать в себя, в том числе, и религиозные вопросы. Или наоборот, может их с такой же легкостью и глупостью в том числе отвергать. Тут религиозный поиск и религиозное отторжение могут быть на одинаковом поверхностном уровне.
Мне кажется, что настоящий религиозный поиск — это все-таки знак зрелости.
Беседы с батюшкой. Почему подростки уходят из Церкви?
Начал за здравие кончил за упокой