Мы молимся чужими молитвами - может поэтому нас не слышат?

Молитва – это разговор человека с Богом. Но мы по большому счету читаем чужие молитвы: молитвы Ефрема Сирина, чьи-то еще. То есть мы повторяем чужие личные молитвы, а лично нашего, получается, ничего нет. Может, поэтому нас никто не слышит?

Личная молитва не в словах же только, она в состоянии души, которое человек проживает во время осмысления текста, – отвечает протоиерей Евгений Попиченко. – Нам необходимо прийти в состояние предстояния перед Богом. Святые люди, из которых эти молитвы вырывались как крик о помощи, как благодарность, как покаяние, достигли определенной высоты эмоционального, духовного и душевного состояния, – состояния в присутствии Бога, и эти молитвы зафиксировали вершину этого состояния. Это букварь, учебник, и, вникая в него, мы хотя бы немножечко должны к этому пику приблизиться. И дело не столько в словах, как в том, как я эти слова проживаю. Мне кажется, это извечная на все поколения и на все времена молитва.

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Лучшей молитвы для покаяния, если ты хочешь прожить это состояние, не найти. Потому что у нас нет истинного покаяния, у нас только имитация: мы что-то из себя выжимаем, но наши личные слова как раз часто пустые. Но если нам удастся хотя бы немножечко прожить то, что прожил Давид, или Ефрем Сирин, или Макарий Великий, молитвы которого мы читаем в утреннем правиле, то этот опыт будет самым дорогим сокровищем.

Ум должен осмыслять слова молитвы, должен погружаться в каждое слово, вбирая весь смысл, всю суть этого слова, а сердце должно сочувствовать уму. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), ум находится в словах молитвы, а сердце сочувствует уму. Если использовать этот алгоритм при чтении молитв святых и пытаться не спеша осмысливать каждое слово, чтобы оно отражалось в движении нашего сердца, то лет через двадцать, наверное, человек может прийти к настоящей внутренней молитве. Потому что молитва имеет определенные этапы: начинается с простой, словесной, а заканчивается молитвой зрительной (если Бог благословит). Но первые три этапа, которые Бог раскрывает для человека в молитве, каждый обязательно должен освоить. По мысли святых отцов, спасение человека под большим вопросом, если человек не придет к умно-сердечной деятельной молитве. Это искусство из искусств.

Вопрос замечательный, очень важно об этом думать. Мне кажется, что правильное развитие духовной жизни человека должно обязательно привести к подвигу молитвы. Если человек не полюбил молиться, значит, он пустой как барабан: он просто звенит, но внутри ничего нет. Правильная духовная жизнь приводит человека к правильной молитве: побуждает человека искать молитву, читать книге о молитве, пробовать, экспериментировать, общаться с опытными в духовной жизни людьми.

Естественно, молитва усиливает внимание к себе. Плодом молитвы является усиление покаяния. Чем внимательнее человек молится, тем чаще сердце рождает умиление. Умиление укрепляет внимание человека, и это еще усиливает молитву. И человек двигается вперед.

А можно вычитывать тексты, по три кафизмы в день читать и быть от этого очень самодовольным: мол, я молюсь, мое молитвенное правило составляет два часа. Человек совершает внешнюю работу и думает, что он что-то делает, а на самом деле в нем только гордость растет. Он начинает других осуждать, других учить, как надо, как не надо, как правильно, как неправильно. Это беда! Это состояние называется прелестью. И все это от неправильного отношения к молитве. Это тяжелейшее духовное состояние.

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?