ДОМ И СЕМЬЯ | К женихам и невестам. Часть 2-яМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Когда два человека связывают себя узами брака – то эти узы и есть то спасительное бремя, которое приводит супругов ко спасению.

Семейная жизнь учит нас смирению, терпению, самопожертвованию. И если мы искренни в своих чувствах, то обязательно увидим плоды нашего терпения – приумноженную любовь и семейную идиллию. Поживем в спокойствии и безмятежности в окружении любящих нас детей, внуков, правнуков…

Мы не должны отчаиваться и унывать, если мы сразу не получаем всеми желаемого нам счастья и взаимопонимания, но мы должны понимать, что счастье и гармония семейной жизни, есть плоды долгой и терпеливой работы над собой.

Ближние, близкие, родные… Самая искренняя и самоотверженная любовь связывает родных людей, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – Но почему-то именно родные, близкие зачастую приносят нам и самую болезненную обиду, самую неутолимую скорбь. В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье.

«А мне вас жаль» (1Кор. 7:28), — сочувствует апостол Павел вступающим в брак. И опыт говорит, что, как бы ни был благополучен брак, как бы ни были благочестивы и мирны супруги, им не избежать семейных печалей. «Скорби по плоти» (1Кор. 7:28), — называет эти печали Апостол.

Наши «скорби по плоти» бывают вызваны волнением за здоровье и жизнь домочадцев, заботой о служебном поприще супруга, о благополучной учёбе детей, об устройстве домашнего быта.

Иногда нас печалит необходимость уступить или ограничить себя. Но такие скорби не отвращают от брака, они, напротив, укрепляют его, «содействуют любви», по словам святителя Иоанна Златоуста. Для семейного человека семья — тот райский уголок, где возможно и естественно исполнение Божией заповеди любви к ближнему.

Правда, источником семейных скорбей не всегда служат любовь и забота о домочадцах. Зачастую они проистекают от любви к себе. От пристрастия к себе родятся семейные ссоры, обиды, уязвления, обманы, отчаяние. Это тоже «скорби по плоти», но они делают брачную жизнь скучной, наполняют тоской, разбивают сердце.

«Сколько благ происходит из того, что нет раздоров у жены с мужем, и сколько зол бывает… когда они ссорятся… никакое благоденствие не может радовать мужа и жену, если они в раздоре друг с другом» (святитель Иоанн Златоуст).

Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит ещё раз задуматься об этом?

Если говорить о разочарованиях, то они неизбежны в семейной жизни, особенно в начале её, ведь ожидание семейного счастья всегда настраивает на идеал, а идеальных людей нет. Да и запросы наши порой противоречивы.

Сегодня мы ждём от милой песен, а завтра тяготимся весельем. То, что нравилось в женихе, не обязательно понравится в муже. Впрочем, несовпадение мечты и реальности не должно приводить молодожёнов в отчаяние. Потому что каждый человек прекраснее любого выдуманного образа.

Каждый человек — это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нём. В нём откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость. Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, всё то, что разъединяет, что рознит его с любимым.

В браке нередко и самый закоренелый злодей не может противостоять творческой силе любви. Иногда мы встречаем семьи, где муж или жена, а то и оба супруга состоят как бы из одних видимых недостатков. Но даже со стороны бывает видно, как преданы, добры, заботливы они друг к другу. И в дурном человеке образ Божий не исчезает окончательно, но он обязательно виден через любовь.

Не знаю, как сейчас, а в недалёком прошлом некоторые профессиональные преступники (воры в законе) не имели права заводить семью. Не столько потому, что семья связывает, а скорее потому, что любовь преображает человека. Преступный мир выставлял такое условие, чтобы не потерять собрата. Любовь пробуждает уснувшую, иногда, казалось, умершую совесть. Любящий своей верой может возродить божественные свойства души любимого. «По вере вашей да будет вам» (Мф, 9:29).

Во время венчания священник спрашивает жениха и невесту: «Имаши ли, (имя), произволение благое и непринуждённое, и крепкую мысль, пояти (взять) себе в жену сию…» Или: «в мужа сего…» И каждый отвечает: «Имам, честный отче». Эти слова вовсе не означают, что я, мол, имею непринуждённое желание и твёрдое намерение быть супругом этого человека, если он не будет отличаться от созданного в моём воображении образа, придуманного представления о нём. Вовсе нет. В данном случае положительный ответ на вопрос священника означает, что жених и невеста имеют твёрдое намерение жить в браке со своим избранником, несмотря ни на какие разочарования и даже изменения, которые могут произойти с ним. Кроме, конечно, вины прелюбодеяния.

Сразу вспомнились несколько почти одинаковых семейных судеб. Девушка не смогла выйти замуж за человека, в которого была влюблена. Вышла за другого, уже не по пылкой любви, а, как говорят, по склонности. Но, став супругой, не сумела простить своему мужу его несхожести с девичьей мечтой. Все в нём казалось ей несовершенным. Хороший, добрый, умный человек потерял веру в свои силы и постепенно стал походить на характеристику своей жены: скучный неудачник, недотёпа.

Есть и другой пример. Молодая жена была уверена, что её муж — самый замечательный человек в мире. Его недостатки казались ей всего лишь переменной облачностью, чуть затмевающей солнце. Она поставила для себя задачу и затем прекрасно её выполнила: убедила и создала условия своему солнышку сиять во всей его славе. Но как это было? Супругу тревожило несколько непопечительное отношение мужа к будущему, к карьере, его невысокое образование, его приверженность к весёлым застольям, его нецерковность. Она как-то исподволь убедила его, что с его способностями он запросто окончит институт. И он, не оставляя работы, может быть и не совсем запросто, но окончил его. По косвенному совету жены выучил три языка. Столь напряжённый график упразднил большую часть легкомысленных развлечений, отвлёк от некоторых неблагополезных знакомств. Направив усилия мужа на учёбу, жена взяла на себя часть традиционно мужских семейных забот.

При этом нельзя сказать, что она стала кормщиком семейного корабля, упразднила главенство мужа. Нет, её супруга никак не назовёшь покорным «подкаблучником». Напротив, это очень мужественный, волевой человек, привыкший к личной ответственности, правильно определивший своё место в семье. Моряк по призванию и по профессии, он имеет свой твёрдый взгляд на права женщин, согласный с морской традицией, ограничивающей даже пребывание женщины на борту судна.

Вот на эту морскую жилку и понадеялась Антонина, когда воцерковляла мужа. Она сразу поняла, что одной ей с таким делом не справиться. Это ведь не попросить мужа в подарок к своим именинам, чтобы он бросил курить. И она прибегла к помощи покровителя мореплавателей — святителю Николаю. Несколько лет каждую ночь она читала акафист Мирликийскому Чудотворцу. Любящая супруга рассказывала мужу о всех чудесных случаях спасения на море, что встречались ей в духовных книгах или устных рассказах верующих. Вымолила. На долгое время любимым храмом её мужа стал храм святителя Николая в Хамовниках. А позже свойственная всем морякам любовь к порядку и мужскому братству сделала его почитателем монастырской службы, и теперь он прихожанин одного из московских мужских монастырей.

Есть такое выражение: «любовь слепа». То есть любовь не видит недостатков. Но любовь в то же время обладает и какой-то особой, повышенной зоркостью. Любовь умеет увидеть в любимом то, чего не видят окружающие. То, что видит в человеке Господь.

Если наша жизнь будет исполнена самоотверженности и самопожертвования – то  всё доброе, что мы ежедневно отдаем, а иногда и отрываем от себя с болью, обязательно вернется к нам.

И пусть не так скоро, как нам хочется, но обязательно вернется, и мы будем исполнены чувства полной любви и радости, которые способны согреть лишь тех, кто был требователен к себе и милостив к другим…

ДОМ И СЕМЬЯ | К женихам и невестам. Часть 3-я

ДОМ И СЕМЬЯ | К женихам и невестам. Часть 3-я

ДОМ И СЕМЬЯ | К женихам и невестам. Часть 3-я

ДОМ И СЕМЬЯ | К женихам и невестам. Часть 3-я