Наставления к исповеди

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! Всем светлых дней Успенского поста!

Во свете недавнего праздника Преображения Спаса Нашего Господа Иисуса Христа дни Успенского поста вместе с нами преобразились. С большим трепетом и благоговением продолжаем говеть и ожидать умилостивительного праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Пост – это время покаяния. Сименон Новый Богослов говорил дерзновенно, что покаяние восстанавливает девственность в человеке. Вот какая сила и красота, когда у нас есть покаяние! Но именно покаяние, а не нытье о том, какой я несчастный, какой я грешный и нет мне спасения. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).

Предлагаем Вам для чтения наставления о том, как должно исповедоваться, чтобы получить прощение грехов.

До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению неисповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедовать грехи свои.

1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них. И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потом духовный твой отец на исповеди не может быть твоим страшным судиею. Но ты стыдишься своего духовного отца не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если только тебе приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, если ты стыдишься и боишься открыть твои грехи перед одним духовником, то как перенесешь тот стыд, когда явишься на Страшный Суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, ангелами и всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?

2. Исповедуй все грехи свои подробно и каждый грех отдельно. Святой Златоуст говорит: «Не только должно сказать: «согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъявлять», то есть каждый грех должно наименовать. «Обнаружение грехов», говорит святитель Василий Великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей…», грешник

есть душевнобольной, а отец духовный есть врач или лекарь; следовательно, должно исповедовать или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.

Наставления к исповеди

3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это не исповедь, а осуждение, значит – новый только грех.

4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом: как-то немощью, обычаем и т.д. На исповеди, кто чем более себя оправдывает, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более себя обличает, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от Господа Бога получить прощение.

5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню, может быть, и в этом грешен». Бог велел нам всегда помнить свои грехи; а чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще, ибо те, кто, по нерадению своему, говеют слишком редко и таким образом забывают свои грехи – в этом сами виноваты, а потому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими не исповеданы. Посему непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи и ещё лучше – записать их накануне исповеди на листке бумаги. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?

6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать своё осуждение.

7. Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Нехорошо, что многие рассказывают свои грехи с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто они ведут какой-либо обыкновенный разговор; а ещё хуже, когда многие, исповедуясь, позволяют себе даже усмехаться. Всё это есть признак нераскаянности; а исповедуясь таким образом, мы не очищаемся от грехов, а ещё увеличиваем их.

8. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем подучить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощение. Пример сему – Иуда предатель. Вот каким образом, братие мои, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа

Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наша, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наша и очистит от всякой неправды» (1 Ин. 1,9).

Вот такие наставления были предложены в выпуске Полного православного молитвослова 2011 года. Очень надеемся, что они будут полезны Вам, наши дорогие читатели, и откликнутся в Ваших сердцах сердечным, искренним покаянием пред Господом Богом!

Желаем Вам, дорогие братья и сестры принести достойный плод покаяния, дабы неосужденно причаститься Святых Христовых Таинств во исцеление души и тела.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Как исправить свою жизнь?

Ликую без причины