Духовное чтение в дни Успенского поста

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В 12-й день благодатного Успенского поста предлагаем духовное чтение, посвященное сему дню августовского говения, которое состоит из стихир, поемых на праздник Успения Пресвятой Богородицы и назидательных слов священника Димитрия Шишкина о смысле Успенского поста:

Заглавие, книга, свеча, четки

Стихиры на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Подобаше самовидцам Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют. Темже, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша и на Небо идущую предсылаху, вышшую Херувим, Ейже и мы с ними покланяемся, яко молящейся о душах наших.

Перевод с церковно-славянского языка:

[Надлежало очевидцам Слова и служителям и успение Матери Его по плоти видеть, ибо оно было последним совершившимся над Нею таинством; так чтобы они не только восхождение от земли Спасителя узрели, но и о преставлении Родившей Его свидетельствовали. Потому, отовсюду перенесенные Божественною силою, они прибыли в Сион и провожали идущую на небо Высшую Херувимов. Ей и мы с ними поклоняемся, как ходатайствующей о душах наших].

Яже Небес вышшая сущи, и Херувим славнейшая, и всея твари честнейшая, яже премногия ради чистоты Присносущнаго Существа приятелище бывши, в Сыновне руце днесь всесвятую предает душу, и с Нею исполняются всяческая радости, и нам дарует велию милость.

[Небес высшая, и Херувимов славнейшая, и честью все творение превосходящая, Ставшая за величайшую чистоту вечного Существа обителью,  в сей день в руки Сына предает всесвятую душу, и с Нею все исполняется радости, и нам даруется великая милость].

Заглавие третье, молитва священника

Священник Димитрий Шишкин о смысле Успенского поста

“–Может быть, это странно звучит, но пост, особенно многодневный, о котором заранее знает человек и, условно говоря, «отсчитывает» время приближения к которому, – такой пост, насколько я знаю, большинством православных христиан воспринимается не как тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за послушание», а как счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни. Потому что многие из нас чувствуют, конечно, что мы далеки не только от идеала, но даже и от начатков подлинно христианской жизни. И понимая это, каждому хочется как-то собраться, стать хоть на время строже к себе, потому что без такой собранности духовная жизнь вообще невозможна, а остаются только воздыхания о ней, что тоже неплохо, но явно недостаточно. И многодневные посты дают нам такую замечательную возможность, подвигают нас, ленивых и расслабленных, к большей собранности, вдохновляют на малый, но необходимый труд. Поэтому пост для большинства сознательно верующих людей является желаемым и ожидаемым временем. И тайна этого ожидания заключается в том, что, сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе. Это трудно передать словами, но именно это приобщение к иной реальности, к реальности действительной духовной жизни и делает пост желаемым для многих христиан, утомленных своей повседневной и приземленной расслабленностью.

Успенский пост считается строгим постом, но каждый может и должен избрать свою меру строгости, потому что в конечном итоге важно даже не то, на сколько пунктов ты соблюл правила, а то, насколько ты лично потрудился, приложил усилия, чтобы приблизиться к Богу, приобщиться Его благодати. В этом смысл поста. Можно говорить (условно, конечно) о «высшей» и «низшей» планке его строгости. Причем эти понятия не имеют отношения к оценке самого человека, а только к избираемой им мере строгости воздержания. По монастырскому уставу в этот пост пищу положено вкушать только один раз в день, кроме праздничных дней, и то не раньше 3 часов дня. Причем предполагается сухоядение, то есть пища употребляется без добавления растительного масла.

МонахНу а «нижняя» планка, то есть распространенное и общепринятое правило для мирян, – это воздержание от пищи животного происхождения. Количество же еды и частоту ее употребления каждый избирает для себя сам. Впрочем, понятно, что пост относится не только к пище, но и требует воздержания от всего, что мешает нам в духовной жизни. А в наше время такие препятствия, как правило, связаны с компьютером, с телевизором, с привычкой к всевозможным развлечениям… Кстати, эта привычка настолько въедается в нашу природу, даже в мелочах, что, когда мы пытаемся себя ограничивать во многих вроде бы «безобидных», но развлекающих, расслабляющих душу вещах, это становится очень даже ощутимой трудностью – и конечно, полезным опытом. Так что воздерживаться каждому есть от чего, только бы мы взглянули на себя, на свою жизнь честно и трезвенно, именно с точки зрения христианской.

Но и воздержание – это еще не всё. Как сказано в Писании: «Отвратись от зла и сотвори благо». Так что пост – это время не только воздержания от греха, но и более сознательного и усердного, чем обычно, исполнения Христовых заповедей. Это благодатный и радостный труд. И вот в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте. В радости приобщения иной жизни, жизни Самого Христа. А что может быть радостнее этого! Вначале, когда человек начинает поститься, бывает, что его как бы «ломает»: настроение отвратительное, всё валится из рук, на душе тоскливо и скучно… Это плотский наш человек недоволен тем, что ему перестают угождать, а поскольку он уже почти совершенно овладел душой, то и душа томится и мучается. Но если она пребывает всё же в решимости продолжать пост ради Христа, ищет действительного обновления и приобщения благодати Духа Святого, то вскоре как бы открывается иная реальность, начинается действительно иная и, увы, большей частью незнакомая нам жизнь. Жизнь, когда плоть продолжает томиться от причиняемого ей ущерба, но это томление уже не главенствует над душой, а пребывает как бы в подчиненном состоянии. Зато душа открывается в большей степени, чем обычно, веянию благодати, опытно познаёт сладость покаяния и молитвы. Собственно, человек и начинает жить той самой духовной жизнью, к которой призван, но понятие о которой, увы, утратил из-за своей повседневной и всецелой погруженности в житейскую суету.

Опыт поста помогает нам понять, что сознательная духовная жизнь – это и есть та по-настоящему нормальная и полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны. Жизнь, исполненная особой, непонятной без поста и молитвы, радости. Радости общения с Богом. Так что в добрый путь, и да благословит нас Господь!”.

Второе заглавие, вечер

11-й день Успенского поста. Духовное чтение

На главную страницу сайта - Семья и Вера