Премудрости священнейшие дети

Поражающим примером мужества для нас служат три маленькие девочки: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Сегодня празднуется их святая память.

Ниже приводим небольшой пересказ о жизни и мученической кончине этих трех отроковиц и их матери Софии.

Премудрости священнейшие дети

Премудрости священнейшие дети

Давным-давно, в начале II века, в Риме жила вдова-христианка по имени София. И были у нее три дочери: старшая – Вера, средняя – Надежда, а младшая – Любовь.

Для Софии вера в Господа Бога была важнее всего. Поэтому она крестилась сама и крестила своих дочерей. Потому что не представляла, как можно жить без Христа. И хотела, чтобы их объединяло родство не только по плоти, но и по вере.

Пока дочери были еще маленькими, мать рассказывала им об Иисусе Христе, о Его Пречистой Матери, о святых угодниках Божиих, о церковных Таинствах.

Когда же девочки подросли, София обучила их грамоте. И они уже сами читали Священное Писание – Библию, книгу книг.

– Какие у вас славные имена, дети, – говорила им мать. – Тебя, Любовь, я назвала в напоминание о том, что мы, христиане, должны всех любить. И ты, Вера, тоже названа так мной не случайно: ведь всем нам нужно иметь крепкую веру в Спасителя нашего. Ну, а твое имя, Надежда, говорит само за себя: все мы надеемся не столько на свои силы, сколько на Божию помощь и милость.

– Мама, а твое имя тоже что-то означает? – спросила Надежда.

– А как же! – отвечала София. – Оно означает – Премудрость Божия.

Однажды Антиох, правитель области, где проживала София с дочерьми, был приглашен на пир к императору Адриану. Захмелев от выпитого вина, Антиох обратился к императору:

 – В трудное же время приходится нам жить, о несравненный государь! Ведь сколько людей уклоняется от веры в наших богов. И поди переубеди этих упрямцев-христиан! Умирают, а не отрекаются! Вот и София со своими дочками тоже из них. Они не почитают наших богов! Ради блага империи мы должны принять меры.

Император недобро усмехнулся:

– Говоришь – убивают, а не отрекаются? Что ж, это мы еще посмотрим. Так-так-так, – резко постучал он пальцами по краю своего ложа. – Значит, эта София христианка? И дочери ее тоже? Что ж, посмотрим. Скажи своим людям, пусть завтра этих женщин приведут ко мне. Если же заупрямятся – притащить их силой!

На следующий день в доме Софии раздался громкий стук в ворота. Кто бы это мог быть? Она никого не ждала. А незваные гости редко оказываются добрыми гостями и приходят с хорошими новостями.

Вера, Надежда, Любовь и София

 София вернулась к дочерям. Те отложили в сторону рукоделие и бросились к матери.

– Мама! Что случилось?

– Доченьки мои, – сказала София, заключая их в объятья. – Настало время доказать, что мы – христианки не только по имени, но и на деле. Нас зовет к себе император. А он не любит христиан. Мало того – ненавидит их. Вряд ли мы вновь вернемся сюда. Но мы должны остаться верными Господу… Ведь, когда мы крестились, то обещали Ему это. Помолимся же Спасителю, чтобы Он не оставил нас в самый страшный, в самый главный день и час нашей жизни!

Все четверо опустились на колени.

– Господи, не оставь нас! Помоги нам выдержать мучения и смерть. И не отступить от Тебя!

Вслед за тем они встали. София задула глиняную лампадку, стоявшую в стенной нише. Перекрестилась, затем осенила крестным знамением дочерей и вышла к ожидавшим их за воротами солдатам императорской гвардии.

– Мы готовы, – промолвила она.

Извилистыми и путаными улочками, под конвоем вооруженных воинов, шли в царский дворец безоружная мать и ее дочери: мал мала меньше…

Дворец поражал своей красотой. Высокие колонны, мозаичные полы, стены, покрытые пестрыми фресками, широкие лестницы. И повсюду – изображения богов из бронзы и мрамора.

София с дочерьми почтительно поклонились императору. Он исподлобья посмотрел на них. – Как тебя зовут? – обратился император к Софии.

Вера, Надежда, Любовь и София

 Та назвала себя.

– Ты замужем?

– Нет, я вдова.

– Вот как! – удивился император. – А скажи ка мне, неужели то, что говорят о тебе – правда? Ты и впрямь христианка?

 – Да, император, – ответила София. – Я верую в Господа Иисуса Христа.

– Как же так? – удивился Адриан. – Это же суеверие! Ладно там всякие неучи, что с них взять? Но ты-то: благоразумная почтенная женщина, мать таких прекрасных дочерей! Право слово, София, я ушам своим не верю! Не может быть! Скажи мне, София, что ты – истинная дочь Рима и что чтишь богов, как моя верноподданная.

Улыбка тенью скользнула по лицу Софии:

 – Нет, император, это правда. Мы верим в Иисуса Христа. Господь учит нас делать не зло, а добро. Не ненавидеть, а любить. Даже наших врагов.

 Адриан, нахмурившись, приказал слугам:

– Уведите эту женщину. Сперва я поговорю с ее дочерьми.

 Софию увели. Перед императором остались лишь Вера, Надежда и Любовь.

 – Дети мои, я всей душой полюбил вас! – промолвил Адриан, стараясь говорить как можно мягче и ласковее. Пусть эти девочки поверят – он им не враг, а друг. – Поверьте, я по-отечески люблю и жалею вас! Что вам стоит поклониться богам?

 Но сестры не произнесли ни слова.

Вера, Надежда, Любовь и София

– Что же вы молчите, безумные?! – нахмурился Адриан. – Все умные люди поклоняются богам и наслаждаются жизнью – вот и вы отбросьте веру в Распятого, принесите жертву – и я награжу вас! Я помилую вашу мать. А вас сделаю знатными римлянками! Но знайте: если вы не послушаетесь меня – горе вам!

 – Наш отец – Господь, – вдруг с неожиданной твердостью заговорила Вера, – и мы Его дети. За Него мы готовы умереть! Ему Единому мы поклоняемся, а твои боги, государь, всего лишь идолы.

Разгневанный император приказал палачам казнить всех трех дочерей в присутствии матери. Но девочки не отступились от веры Христовой. На их лицах, сияющих благодатью Святого Духа, и во время страданий были видны улыбки.

Когда все было кончено, Адриан приказал отпустить Софию не по доброте своей, а по немыслимой жестокости. Ведь теперь ей предстояла новая пытка – предать земле тела дочерей…

Высоко не холме, за городом, похоронила их София, а сама осталась возле дорогих могил молиться. Через три дня  Господь призвал к Себе и ее.

Если изумляемся мы духовной силе мучеников, крепких телом мужчин и взрослых женщин, то каково должно быть наше удивление перед подвигом маленьких девочек? Ведь старшей Вере – было только 12 лет, Надежде – 10, а маленькой Любови – 9 лет. Что может быть более непостижимым, чем решимость детей принять страшные мучения?

Святые отроковицы кровью своею окропили сердца множества людей, и возросли в них вера, надежда и любовь. Будем же у них просить помощи, чтобы молитвами своими они помогли и нам достойно, честно и праведно пройти путь земной жизни нашей.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ! Рассказ о святой семье!

На главную страницу сайта - Семья и Вера