– Почему послушание считается паче поста и молитвы?
На вопрос отвечает протоирей Михаил Шаталов
– Я сколько ни искал, у кого ни спрашивал, так и не нашел ссылочки, кто же сказал, что «послушание паче поста и молитвы». А пост и молитва – разве не послушание? Чепуха получается: «послушание паче послушания». Зачем противопоставлять одно другому?
Мне кажется, это излюбленное высказывание 1990-х, когда нужны были руки в храмах, монастырях, всё надо было возрождать, возводить, строить – тогда послушание и подняли на стяг.
Пришел в церковь – живи по заповедям! Конечно, надо советоваться с опытными людьми – с теми, кто живет опытно, применяет в своей жизни заповеди Евангелия и правила Святых Отцов. Слышал от одного батюшки: Священник – это профессионал высокого класса. Я могу, конечно, быть профессионалом высокого класса, служить красиво, проповедовать, а опытно духовной жизнью могу не жить.
Очень трудный вопрос – пастырство. Столько здесь дров наломано! Конечно, задача священника как старейшины – пасти стадо. Конечно, лучше человеку по духовным вопросам посоветоваться со священником, потому что он постоянно занимается своим делом, есть образование, опыт. Только священнику нужно быть очень аккуратным в вопросах духовного руководства. Господь через всякого человека может до нас достучаться. А что священник? Он просто человек. Конечно, ему благодать дается в таинстве священства. Но свт. Игнатий говорил: когда формы чисто монашеского послушания переносят в приходскую жизнь – это «кривляние и пагубное актерство».
Обязательно должно быть послушание в нашей жизни: и отцу-настоятелю, и обычному батюшке, и жене и чадам, и всем-всем, всякому человеку ближнему. Но как в монастыре – невозможно. В миру нужно самому принимать решения – возникает ответственность, а это тоже послушание перед многими людьми.
Я против слепого послушания, которое порой принимает самые неприятные формы на приходах между некоторыми верующими и некоторыми священниками. Часто усматривается в этом корысть священнослужителей или тщеславие. На самом деле часто люди вынуждают священника быть таким – это искушение очень сильное.
Не надо ничего искать. Послушание у всех есть, просто мы его не замечаем и не исполняем. Бегают в поисках послушания по старцам, по каким-то особым батюшкам или даже по простым батюшкам. А дома муж и или жена есть – так и слушайся! «А он пьяница», «А батюшка у нас слишком простой», «Духовник у меня не такой»… Это послушание? Избавление от гордости житейской? Да это, наоборот, раздувание этой гордости.
Сколько можно ссылаться на Варсонофия Великого? «Воля Божья видна в складывающихся обстоятельствах нашей жизни». Какого еще послушания искать? У всех родители есть – послушание. Идем в школу, там учителя – еще послушание. Представители власти, друзья, коллеги, начальники – перед всеми обязанности, перед всеми послушание. Зачем искать-то искусственно? Поиск как можно более продвинутого духовника, наставника, старца – это убегание от своего креста, от своего послушания.
Нам все кажется, как будто у нас есть одна жизнь в семье, другая жизнь на работе, третья жизнь на улице, четвертая – в транспорте, пятая – еще где-то, а самая главная жизнь – в церкви, в отношениях с батюшкой. Но жизнь – одна и та же.
Что выше: смирение или послушание?