29 октября. 29 октября в истории. Крушение императорского поезда

29 октября 1955 года при загадочных обстоятельствах, после взрыва, затонул линкор «Новороссийск».

29 октября 2001 года умер Григорий Чухрай. Советский режиссер, автор фильмов «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой».

29 октября 1888 года неподалеку от Харькова произошло крушение императорского поезда.

Доброе здравствование трех последних императоров России не давало покоя многим революционерам. Участь благоверного монарха Николая II хорошо известна. Дед его, Александр II, пережил 6 покушений, седьмое стало смертельным. Кстати, одна из попыток устранения императора, закончившаяся провалом – подрыв бомбы под императорским составом в 1879 году. Государя, казалось, спасло чудо, сломался паровоз свитского состава (там, где ехала свита), шедшего впереди, и царь, не пожелав ждать починки, отправился вперед. Террористы пропустили первый поезд мимо (думали, что там находится свита) и подорвали второй, в котором императора уже не было. В октябре 1888 года многое тоже указывало на попытку теракта. И снова на железной дороге.

Императорский вагон был настоящим произведением искусства. Оформлялся изнутри он как небольшой дворец на колесах. А подбирать и утверждать вагоны для всего царского состава, было личной обязанностью министра путей сообщения, в те годы – Константина Посьета. Он, кстати, тогда сопровождал императора на пути из Крыма в Петербург. Несмотря на всю роскошь царского эшелона, «Правила в поездах, употребляемых для проезда Высочайших особ по железным дорогам» были грубо нарушены сразу по нескольким пунктам. Так, они прямо гласили, что «Наибольшим пределом полагается… в зимнее время, от 10 до 14 шестиколесных вагонов». Однако поезд состоял из 15 вагонов, к тому же 14 из них были восьмиколесными. Скорость его по расписанию не должна была превышать 37 верст в час, на деле он двигался вдвое быстрее.

Императорский поезд

Тогда в тех местах служил некто Сергей Витте, как бы сейчас сказали, топ-менеджером частной Юго-Западной железной дороги. Человек педантичный, он лично провел расчеты движения императорского экспресса на своем участке, пришел к выводу, что лихая скорость в 70 километров в час недопустима и категорично потребовал сбавить темп. На это император резко высказал Витте:

«Я на других дорогах езжу, и никто не уменьшает мне скорость…»

Тот в свою очередь также резко и смело заявил:

«Другие пусть делают, что хотят, а я ломать головы Государю не стану».

Обратно 15 вагонов и почти 300 пассажиров поехали по другой ветке. Витте узнав об этом, облегченно вздохнул, но вскоре получил телеграмму с требованием срочно приехать для расследования крушения поезда. Дорогу, по которой двигался состав, признали аварийной еще летом, и всем машинистам рекомендовали снижать здесь скорость. Беда произошла в 2 часа пополудни при движении около 67 километров в час. Из 15 вагонов 10 ушли под откос. «Во время крушения государь с семьей находился в столовом вагоне, вся крыша упала на императора, только благодаря своей гигантской силе Александр III удержал эту крышу на своей спине, она никого не задавила».

Император Александр III

Все августейшее семейство осталось практически невредимым, только дочь Ксения получила серьезный ушиб, из-за которого страдала всю жизнь. Государь помог выбраться из обломков семье, а потом отправился к другим раненым. Трагично окончилась поездка для рядовой прислуги – из ее вагона извлекли бездыханные тела 21 человека. Позже расследование происшествия возглавит знаменитый юрист Кони. Он-то и докажет, что руки террористов в том нет. А всему виной безалаберность и воровство на железной дороге.

29 октября в истории. Крушение поезда

Авария под Харьковом имела, как ни странно, гигантское влияние на ход истории. Государь Александр III оценил характер и профессионализм вроде бы случайно подвернувшегося под руку железнодорожника Витте. Один он предупреждал о последствиях «езды с ветерком». Министр Посьет был смещен, а в железнодорожное ведомство на генеральскую должность выдвинулся Витте, человек почти из «неоткуда». Позже именно он станет одним из крупнейших реформаторов России, ее первым премьер-министром. В то же время через 6 лет и 2 дня после крушения поезда император Александр умрет от болезни почек. По мнению немецких врачей, недуг начался от сильного удара, полученного под Харьковом.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

На интересную рубрику >>

Ликую без причины