Николаевская железная дорога

В этот день 13 ноября родились:

— Михаил Катков. Известный российский издатель. Считается отцом политической журналистики;

— Михаил Петрашевский. Вольнодумец. Сыграл драматическую роль в жизни некоторых молодых петербуржцев, в том числе писателя Достоевского.

13 ноября 1851 года началось сквозное движение на Николаевской железной дороге (названной в честь Императора Николая I) между Санкт-Петербургом и Москвой.

Когда стало известно, что в России появится большая магистральная железная дорога, да еще между двумя столицами, многими это было воспринято с воодушевлением и даже облегчением. Все же в одной Америке тогда каждый год строили по 400 километров новых путей, а у нас на гигантскую империю была единственная, почти игрушечная, линия между Петербургом и Царским Селом. И была она скорее аттракционом для дачников и знати, не зря ее Павловский вокзал был известен своим рестораном и концертным залом.

Вокзал

Когда в Петербурге взялись за возведение будущего Московского вокзала, туда ходил гулять смертельно больной чахоткой литературный критик Белинский.

«Я часто захожу взглянуть, как идет постройка. Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу. Наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце», – так писал Белинский в одном из писем.

Стянуть две столицы стальной нитью предлагал еще Герстнер. Тот самый автор первой российской царскосельской дороги. Он же предлагал воспользоваться опытом американских инженеров. Из-за чего в Штаты и послали двух будущих строителей дороги Мельникова и Крафта. А те в свою очередь «импортировали» оттуда инженера Джорджа Уистлера, в помощь грядущему проекту. Этот Уистлер прославился, скажем, тем, что именно он обосновал оптимальную для России железнодорожную колею, в 5 футов шириной (чуть более полутора метров), которой пользуются и теперь. Хотя тогда это привело к изумительному многообразию в хозяйстве: к началу 1850-х годов в разных концах страны были проложены три линии и все три – разной ширины.

Мост. Поезд

Между указом о строительстве и началом строительства прошло более года. Все это время прошло в изучении местности и нелегких раздумьях, как проложить рельсы – по кратчайшему пути или более длинному, но через Новгород (крупный торговый центр). В конце концов, Император Николай I решил спор в пользу прямой линии. Так, кстати, родилась легенда о том, что он, якобы, просто провел на карте по линейке жирную черту между Петербургом и Москвой. Где-то посередине, правда, его карандаш наткнулся на палец, и с тех пор в этом месте рельсы совершают изгиб. На самом деле сначала дорога легла почти по прямой. Но в одном месте был весьма крутой Веребьинский подъем, который локомотивы проходили с трудом. И тогда уже в 1880-е годы рельсы провели в обход проблемного места.

Поезд. Вокзал

Вообще же идея максимально спрямить магистраль, а значит и время ее прохождения, была весьма нетривиальной инженерной задачей. Между столицами легло 190 мостов, некоторые из них уникальные многопролетные, один – разводной. Гигантские насыпи и путепроводы. Почти все миллионы кубометров земли пересыпались лопатами и тачками. К этому надо добавить, что к моменту ввода в строй в 1851 году эта дорога стала самой длинной в мире двухпутейной, это был настоящий венец инженерной мысли. Но, конечно, такое сооружение легло на казну тяжелым грузом. Если верста царскосельской дороги стоила 42 тысячи рублей, то здесь она обошлась в 165 тысяч рублей. Всего же за почти 9 лет строительства было потрачено 67 миллионов рублей, почти треть годового бюджета империи. Хотя, конечно, в этой сумме заложены и гигантские объемы воровства. Куда без этого? Крупные казенные проекты всегда притягивали к себе стервятников.

13 ноября 1851 года из северной столицы в южную ушел первый поезд со 192 пассажирами на борту. Как писала газета «Санкт-Петербургские ведомости»:

«В этот день происходило…открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России».

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

На интересную рубрику >>

Ликую без причины