В этот день 24 ноября 1717 года государь Петр I издал указ о запрете появления на улицах городов нищих.
24 ноября 1831 года в Таганроге открыт памятник государю Александру I. За 6 лет до того император умер в этом городе.
В этот день 24 ноября родились:
– Александр Суворов. Великий русский полководец, герой русско-турецких войн;
– Альфред Шнитке. Известный композитор;
– Иван Амосов. Известный морской инженер. Представитель древней династии кораблестроителей.
Самой древней и знаменитой династией мореплавателей и кораблестроителей признана семья Амосовых, о которой упоминается еще в новгородских летописях XIII века. Именитый купец и умелый мореход Коровин Амосов строил суда и ходил на них по северным рекам в Карское, Белое и Баренцево моря, охотился на морского зверя.
Как утверждают летописи, и его потомки унаследовали от него страсть к кораблям и путешествиям. Знатными мореходами прослыли его сын Амос Коровиныч, внук Федор Амосович, и правнук Трифон. А еще Федор Ольгович и Иван Ольгович, которого на Руси прозвали «мореходцем Иваном-Новгородцем». В XVI веке Амосовы обосновались в селе Холмогоры близ устья Северной Двины, и стали строить особые корабли. «Они создавали отменные суда, приспособленные для ледового плавания; корпусам наиболее крупных из них они придавали форму, напоминавшую обводы современных ледоколов, способных «выжиматься» на ледовый покров».
Поэтому, когда Петр Великий приступил к строительству флота, он не зря издал указ создать вблизи Холмогор Архангельский порт, «с обширным адмиралтейством на острове Соломбала». Амосовы служили в Архангельском адмиралтействе. А уже при правлении Екатерины I, был особо отмечен Петр Амосов, который ведал вооружением кораблей, сходящих с верфи. Три сына Петра Амосова по семейной традиции избрали морское дело. Осип Петрович и Иван Петрович стали известными корабельных дел мастерами. А младший Афанасий окончил штурманское училище, плавал штурманом вначале на севере, а затем на кораблях Балтийского флота. Афанасий погиб рано и воспитанием его сына Ванечки занимались дядья, которые и привили племяннику любовь к корабельному делу.
Иван Афанасьевич Амосов стал едва ли не самым выдающимся русским корабельным инженером, и способствовал созданию в России парового, винтового и броненосного флота. Родился Иван Амосов 24 ноября 1800 года в Архангельске, где и окончил училище «корабелостроения». Еще совсем молодым был отправлен в Петербург, в Главное Адмиралтейство, чтобы «иметь смотрение за черчением чертежей».
В 1825 году начался расцвет кораблестроения, закладывались новые корабли. 84-пушечный корабль «Гангут» разработал Амосов и строительством корабля тоже руководил он. Затем был еще более грандиозный проект, 110-пушечный «Император Александр I».
В следующем году он получил звание подпоручика Корпуса корабельных инженеров и вскоре Амосова направили в заграничную командировку в Англию для изучения тамошнего опыта.
В 1830 году он прибыл и в США, чтобы «за сравнительно короткий срок так изучить организацию и технологию создания паровых военных судов, чтобы затем суметь наладить их строительство в России своими силами…»
Вернувшись, Амосов построил военный транспорт «Либава» и 65-пушечный фрегат «Прозерпина». Он был дружен с Нахимовым и разработал для его «Паллады» безопасный пороховой погреб. А за постройку «Фершампенуаза» Амосов был награжден орденом Владимира 4-й степени, который давал право быть потомственным дворянином. В 1834 году был спроектирован первый пароход «Мирный», который положил начало принципиально новому судостроению. Прослужил же Иван Афанасьевич на благо российского флота до весны 1878 года, после чего из-за нездоровья был вынужден оставить службу.
Иван Амосов умер в июне того же года, а упокоили его в Петербурге, на Охтинском кладбище, неподалеку от судостроительной верфи, на которой он трудился большую часть своей жизни. Большая плодотворная жизнь, но и она была только частью гигантской истории семьи славных русских кораблестроителей.