Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дивный святой батюшка Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, что находится на далеком севере. Семья была бедная, отец – дьячок Илия Сергиев и жена его Феодора. 19 октября 1829 года родился в их в семье очень слабенький и болезненный младенец. Родители поспешили окрестить ребёночка и нарекли его Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. После святого крещения младенец Иоанн стал скоро поправляться. Благочестивые родители узрели в этом благодатную, чудесную Божью помощь и стали с усердием приучить сына к домашней и церковной молитве, направлять мысли и чувства юного отрока к Богу. С раннего детства отец брал маленького Иоанна в храм, чем воспитал в юном сердце особенную любовь к богослужению.
Бедность, слезы, горе и страдания были знакомы святому Иоанну с раннего детства, ведь он родился и вырос в суровых условиях материальной нужды. Эти условия с раннего детства научили Иоанна глубокой сострадательной любви к ближним, особенно нуждающимся и беднякам.
Когда мальчику Иоанну было шесть лет, он однажды увидел в горнице ангела, блиставшего небесным светом, и весьма смутился. Но небожитель сказал ему, что он его ангел-хранитель, всегда стоящий окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности, и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни.
Когда пришло время учиться, родители собрали последние деньги и определили мальчика Ваню в Архангельское приходское училище.
Учение давалось ему туго: он плохо понимал и запоминал.
Это обстоятельство чрезвычайно огорчало и смущало доброго мальчика, так как он сознавал, как трудно дается родителям его учение.
Больно мучила его мысль о родном доме, о тамошней нищете. И, кажется, в это время он научился с особенной болью чувствовать чужую нужду, болеть о чужой бедности и нищете; он больше всего грезил о том, что когда вырастет, то выведет отца и мать из нужды и поможет всем. В Ване развивалась болезненная чуткость к страданию.
Школьная мудрость оказалась для него еще труднее начального учения. Ласковой помощи матери около него не было. Учителя мало заботились о том, чтобы помогать ученикам. Школьное дело шло плохо. Он работал целые дни и все-таки не успевал.
Поэтому, движимый пламенной верой в Бога, он однажды, ложась спать, особенно горячо помолился Богу, прося Господа просветить его ум к разумению учения. Молитва веры кроткого и смиренного мальчика была услышана, и Господь обильно излил на него дары Святого Духа!
Вот что пишет об этом сам отец Иоанн. «Ночью я любил вставать на молитву. Все спят… тихо. Не страшно молиться. И молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды был уже вечер. Все улеглись спасть. Не спалось только мне. Я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала: я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове. И мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так спокойно, как в ту ночь. Чуть светало. Я вскочил с постели, схватил книгу – о, счастье, – читаю гораздо легче. Понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас и рассказать могу. В классе мне сиделось уже не так, как раньше: все понимал, все, оставалось в памяти. Дал учитель задачу по арифметике – решил, и учитель похвалил меня даже. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал я в науках и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию.
Во время учебы в семинарии Иоанн лишился своего любимого отца. Мать его, Феодора, осталась практически без средств к существованию, поэтому Иоанн уже собирался поступить на службу диаконом или псаломщиком сразу по окончании семинарии, но мать настояла, чтобы Иоанн продолжил получение высшего духовного образования в академии. 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, и женился на Елисавете, дочери протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского. После чего принял сан священника для служения в том же соборе.
Отец Иоанн жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца своих дней оставаясь чистым девственником.
Жизнь отца Иоанна была наполнена дивным пастырским подвигом самоотверженной любви ко всем, в особенности к людям нравственно погибшим, презираемым всеми. Все получаемые средства батюшка, исполненный истинной Христовой любви, раздавал нищим. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем»…
Через некоторое время священнического служения открылся в о. Иоанне дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и далеко за её пределами. Множество чудес и исцелений было совершено через о. Иоанна, бесчисленное число их были скрыты, замалчивались неверующей интеллигенцией. Но остались в памяти и сохранились многие из этих чудес. Сохранилась точная запись рассказа о.Иоанна Кронштадтского о его первом чуде. Каким смирением и Божьим славословием дышит это повествование: «Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить». С тех пор и по сей день не скончается поток исцелений и чудес по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Вся верующая Россия в те годы стекалась к великому и дивному батюшке за помощью и молитвой. Тысячи людей приезжали к нему в Кронштадт. Приходило множество писем и телеграмм. Вместе с некоторыми письмами приходили деньги на благотворительность, на которые батюшка помогал нищим, ежедневно кормил их, устроил замечательный «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Отец Иоанн был замечательным законоучителем, более 25 лет преподавал в Кронштадтской классической гимназии Закон Божий, читал и чаще всего экспромтом рассказывал необыкновенной глубины и силы проповеди. Свои ежедневные мысли он записывал в некий духовный дневник, который составил собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Общий объем этого труда составил более 1000 страниц в трех томах. В нем содержится необыкновенно поучительные мысли и чувства, духовные переживания автора. Собрание проповедей о. Иоанна составляет также три тома объемом до 1800 страниц.
«Моя жизнь во Христе» была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.
Последние годы своей жизни о. Иоанн кротко и смиренно вместе с тяжелым пастырским служением переносил тяжелейший личный недуг. Каждый день он приобщался Святых Христовых Таинств и не переставал благодарить Господа. 20 декабря 1908 года великий праведник мирно отошел ко Господу. Десятки тысяч людей участвовали и присутствовали во время его погребения. Похоронен о. Иоанн в церкви-усыпальнице, специально устроенной в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.
14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.
В заключении нашего рассказа о жизни праведного о.Иоанна Кронштадтского хотелось бы привести его бесценное завещание о любви и благодарении Богу: «Кто пустил в ход кровь тела твоего и движет эти внутренние реки твои? Кто без твоих трудов и даже ведома твоего устроил тебе глаза, слух, язык, обоняние, столь тебе необходимые? – Благодаришь ли ты Премудрого Всеблагого Благодетеля за то, что Он подарил тебе твое прекрасное, премудро, всемогуще устроенное тело? Благодаришь ли ты Его за чистые, величайшие наслаждения ума и сердца, за их стройную, услаждающую земную жизнь твою, деятельность? – Благодари.
Не убий. Убивают те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному и хлеба голодному.
Господи! Даруй мне видеть в каждом брате моем, во всех его нуждах и потребностях телесных и духовных – Тебя, принявшего на Себя все человеческое, и терпеть в ближнем все немощи, как Ты принял на Себя все его немощи; даруй видеть мне Тебя в каждом ближнем».
Святой Иоанн Кронштадтский исцелил!