С Воскресным днем, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Каждый раз, когда проходит череда обычной седмицы и наступает воскресный день, Церковь призывает нас в Божий храм. И здесь мы радуемся и ликуем, вспоминая Воскресение Спасителя нашего и ожидая вечного общения с Ним.
Необходимой частью православного богослужения является чтение Священного Писания, и в особенности главной её части – Евангелия. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел (Кол. 3,16).
Но помимо храмового чтения Евангелия каждый православный христианин должен просвещаться светом благой вести, познавать слова и деяния Господа Христа, включая евангельское чтение в свое домашнее молитвенное правило. В домашней обстановке есть возможность более подробно изучить текст, заглянуть в толкование. Благодаря постоянному самостоятельному чтению Евангелия нам легче на Богослужении расслышать и понять читаемый священнослужителем отрывок из священного текста.
Перед Вами наставления митрополита Антония Сурожского о том, как читать Евангелие.
Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло всегда перед нашим умственным взором как осуждение, когда каждое действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его заповедь осуждают нас в том, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?
Из страха, из обескураженности мы ничего не достигнем; мы должны читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как самый близкий друг, то есть как кто-то, кто заботится о нас больше всех других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать все, именно все для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи.
По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог – Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь; кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.
Первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, –это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем – это СЛОВО, Бог говорящий; говорящий через действие, говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исаию пророка: мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Он обращается к нам на человеческом языке.
И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, – слова жизни, не слова смерти; слова, способные пробудить в нас все, что есть живого и по-человечески, и по вечности, по-Божиему; слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти.
И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы никогда ничего не достигнем.
Митрополит Антоний призывает нас найти себя в толпе тех людей, которые слушали слова Христа, который пришел ко всему человечеству как близкий друг, желающий нам только добра. И тогда мы станем живыми участниками всего того, что происходило почти две тысячи лет назад, и тогда мы сможем понять и воплотить в своей жизни благую весть Христа Спасителя.
Как правильно читать акафисты и в какое время?