15 февраля. Юности честное зерцало

В этот день 15 февраля 1717 года впервые напечатано «Юности честное зерцало». Первая в России детская «воспитующая» книга, стала отражением государственной политики государя Петра I в деле образования юного поколения дворянства.

Кто точно написал «Домострой» – неизвестно. Возможно, это был протопоп Сильвестр, один из ближних царя Ивана Грозного. Но книга это была знаковая, практически «бестселлер» своего времени. В ней содержалось все – от рецептов хозяюшкам по содержанию дома до советов о том, как вести себя в храме. В 1717 году свет увидел новый сборник правил поведения и этикета. Время наступало особенное. Русь переодевалась в немецкое платье, Петр Великий рубил бороды, рубил корабли – а, значит, нужна была новая «энциклопедия жизни». И предназначался труд, в первую очередь, юным дворянским детям, будущим служителям Отечества. Инициатором издания выступил лично царь-реформатор.

Петр Первый

Книга получила название «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Как и многие другие идеи Петра, моральный кодекс для знатных юношей нашел свои корни в Голландии. Авторы «Юности честного зерцала», как принято считать, черпали вдохновение в труде голландского ученого и философа Эразма Роттердамского, который написал известный трактат о воспитании юношества, названный «О приличии детских нравов».

Предполагается, что курировал издание Яков Брюс, представитель древнего шотландского семейства, которое с XVII века жило в России. Он был образованнейшим человеком, первым возглавил «Школу математических и навигацких наук», реформировал русскую артиллерию. Он был так учен и таинственен, что в народе пошла молва, что Брюс – чернокнижник. Хотя, конечно, так ли это, сказать сложно.

Юности честное зерцало

«Юности честное зерцало» было разбито на две части: первая содержала азбуку, таблицы слогов, а также выдержки из Священного Писания. Книгу можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые ввел своим указом Петр I вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть содержала правила этикета и поведения в обществе. В семье, среди друзей и в храме – везде.

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

Подробно были расписаны правила поведения за столом, а также о борьбе с пьянством и азартными играми. Отдельный параграф – номер 57 – нормировал правильный кашель.

Дворяне за столом

«Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить».

Или вот:

«Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду чертить…»

Помимо этого были параграфы про то, как правильно сморкаться, правильно держать голову, танцевать на праздниках… «Юности честное зерцало» выделяется на фоне многих книг того времени достаточно простым и живым языком, некоторые правила содержат поговорки и пословицы для легкого чтения и понимания – все, чтобы стать напутствием многим грядущим поколениям.

Русское застолье

Книга отлично показала, какой Петр Великий хотел видеть «Золотую молодежь»: вежливой и образованной; идеальный молодой дворянин слушается родителей и начальство, а в кругу сверстников разговаривает на иностранных языках. На протяжении как минимум столетия эта книга была в лидерах продаж – очевидно, она нашла свое применение.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера