Святой великомученик Федор Стратилат

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

21 февраля Церковь чтит память святого великомученика Феодора Стратилата. Предлагаем Вам, дорогие читатели, познакомиться с житием этого великого угодника Божия!

Святой великомученик Федор Стратилат

Греческое слово «стратилат» означает «стратиг», «военачальник». Таким военачальником был Феодор, уроженец города Евхаиты. Он командовал легионом. Легионеры любили своего командира и шли за ним в огонь и воду. Отвагой и силой Феодор не уступал любому из них, а в выносливости ему не было равных. В полном вооружении, с непокрытой головой он шёл впереди легиона под палящим солнцем и в проливной дождь. Он первым прорубал мечом путь в дебрях германских лесов, шёл через заснеженные альпийские перевалы и по безводным пустыням Нумидии.

Заслышав, что на них идёт легион Феодора, враги, не вступая в бой, обращались в бегство. За большие заслуги перед государством император Ликиний назначил Феодора управлять городом Гераклеей и его округой.

Святой Федор Стратилат

Феодор мудро правил вверенным ему городом. Он не скрывал, что исповедует Господа Иисуса Христа. Общественные мероприятия, заседания местного магистрата он всегда начинал с молитвы Спасителю. Видя его добродетели, кротость и беспристрастное правосудие, горожане славили Бога, в Которого он верует, и сами принимали веру Христову.

У доброго человека бывает много друзей. Но завистников гораздо больше. Трусы завидовали отваге Феодора, нечистые на руку – его неподкупной честности, лицемеры и подхалимы – его простодушию и прямоте.

Завистники отправили императору Ликинию донос, что стратилат Феодор, которого он так любит, христианин. Ликиний правил восточной частью Римской империи. В первые годы своего правления он вместе с императором Константином выпустил ряд указов, благоприятных для христиан, хотя в душе Ликиний христиан ненавидел и как мог преследовал их. Получив донос, он вызвал Феодора к себе в Никомидию.

Стратилат догадался, что император зовёт его на казнь. Он не боялся пострадать за веру, однако в тот же день, когда из Никомидии прибыл императорский гонец, Феодор получил от верных людей секретное сообщение.

Федор Стратилат

– Пусть император не прогневается на меня, – сказал он гонцу, – но я не могу уехать из Гераклеи. Я узнал, что степняки-скифы готовят набег. Интересы государства вынуждают меня быть в Гераклее и во всеоружии отразить нападение врага.

– Тогда я приеду в Гераклею сам, – сказал Ликиний, выслушав гонца.

Не на одну милю растянулась императорская процессия. Впереди шёл отряд охраны, за ним несли золотые и серебряные статуи олимпийских богов, затем в роскошных из красного дерева носилках следовал сам Ликиний. За императорскими носилками тянулись неисчислимые повозки. Император любил в путешествии чувствовать себя как дома. В повозках везли мозаичные полы, мебель, громадные баки с водой для передвижных фонтанов. За повозками на сотне мулов ехала императорская кухня. А за кухней брела толпа танцовщиков и танцовщиц, фокусников, шутов, борцов, гладиаторов, придворных поэтов, художников. Когда Ликиний куда-нибудь переезжал, казалось, что переселялся целый город.

Проверяя на рассвете посты на городской стене, Феодор увидел вдалеке поднявшуюся до неба стену пыли. То ехал Ликиний. В город он прибудет к полудню.

Спустившись со стены, Феодор позвал раба-домоправителя и продиктовал ему своё завещание: все рабы получали свободу и денежный подарок, остальные деньги нужно раздать нищим, больным, убогим, на достройку городского водопровода, на ремонт городских стен, на лазарет легиона. Отпустив домоправителя, Феодор встал на колени.

Икона Святой великомученик Федор Стратилат

– Господи Боже истинный, – молился он, – не оставляющий Своей помощью тех, кто уповает на Тебя. Яви милость Твою, укрепи меня, дай силу мужественно постоять за имя Твоё.

Укрепившись молитвой, Феодор облачился в парадную форму, сел на коня и поехал к городским воротам. Ликиний был уже близко.  Подскакав к императорским носилкам, Феодор осадил коня, ловко спрыгнул с него и преклонил колено.

– Государь, – громко произнёс он, – вверенные мне войска и горожане Гераклеи приветствуют тебя. Войди в твой город, ты встретишь здесь радушный приём и должное почтение.

Ликиний протянул Феодору руку для поцелуя. Феодор поцеловал изнеженную, пухлую ладонь и дал знак. Построенный у городских ворот легионный оркестр грянул торжественный марш, а легион, готовый к параду, в такт большому барабану бил рукоятками мечей по щитам.

Милостиво раскланиваясь направо и налево, Ликиний въехал в город. На следующий день император сел в кресло из слоновой кости, поставленное для него на форуме. Возле Ликиния стояли родовитые сенаторы, члены магистрата Гераклеи. Император подозвал к себе Феодора.

– Стратилат, – говорил Ликиний, – я давно знаю тебя как храброго воина, умелого полководца, доказательства этого – на твоей груди. (На кожаном панцире Феодора густо теснились наградные фал еры.) Я приятно удивлён тем, что ты оказался и прекрасным администратором. Из Гераклеи исправно поступают налоги, город содержится в образцовом порядке, улицы подметены, нет развалившихся от старости домов. Проезжая по улицам, я не видел грустных, унылых лиц, жители выглядят бодро, весело. Видимо, им не о чем печалиться, ничто не тревожит их. За них печалишься и тревожишься ты. Хвалю, хвалю. Ты заслуживаешь повышения по службе, и оно не замедлит.

– Не забирай, император, от нас Феодора.

– Мы все любим его.

– Пусть он останется в Гераклее! – раздались крики из толпы.

Феодор спокойно выслушал притворные похвалы императора. Он знал Ликиния как беззастенчивого лицемера, который в глаза хвалит человека, а за спиной его готовит ему погибель. Порадовали Феодора только голоса горожан.

Не перебивать меня, – возвысил голос Ликиний. – Также я знаю тебя как законопослушного римского гражданина. По случаю нашего прибытия в Гераклею воскури фимиам перед статуями олимпийских богов.

Феодор в ответной учтивой речи сказал, что не отказывается принести жертву богам, но просит дозволения взять статуи богов, которые привёз Ликиний, к себе домой. Ликиний согласился. Статуи отнесли в дом Феодору, который разбил их молотком, а обломки раздал нищим.

По прошествии двух дней император вновь собрал народ на форуме.

– Премудрейший Феодор, – сказал он, – принеси же жертву богам, дабы весь народ, оценив твоё благочестие, служил им с большим усердием.

Прежде чем Феодор ответил, один из воинов опередил его.

– Государь! – сказал он, кинувшись Ликинию в ноги. – Феодор обманывает тебя, не верь ему. Вчера я видел золотую голову Аполлона у нищего, который сказал, что получил её от Феодора.

– Феодор, это правда? – побагровев от гнева, спросил император.

– Да, правда. Я сокрушил твоих богов. И хорошо сделал: как могут они помочь тебе, когда они сами себе не смогли помочь?

– Негодяй! Изменник! – взревел Ликиний, топая ногами.

– За что гневаешься, государь? Я доказал тебе ложность твоих богов. Если Юпитер – истинный бог, отчего ж он не поразил меня молнией? Ты поклоняешься богам ложным, а я поклоняюсь Богу Живому, вечному и Его одного славлю.

Ликиний приказал пороть Феодора воловьими жилами. Смеясь над его страданиями, он говорил:

– Ты хулил наших богов, умник, а избавил ли тебя от мучений твой Бог?

Феодор, не отвечая мучителю, молился. В ярости Ликиний велел бить Феодора оловянными прутьями, жечь огнём, острыми черепицами расцарапывать его раны.

Великомученик Федор Стратилат

Святой Феодор переносил муки с терпением, повторяя: – Слава Тебе, Боже мой!

После долгих истязаний его заключили в темницу и пять дней не давали ему есть.

А Феодору ночью было явление, возвестившее, что время подвига его близко. Во время молитвы осиял его небесный свет и он услышал голос:

– Дерзай, Феодоре, Я с тобой!

Через пять дней Феодора вывели из темницы и распяли на кресте.

Охрана императора стреляла из луков прямо ему в лицо и выбила стрелами оба глаза.

На мгновение святой мученик ослабел духом.

– Господи, – в тоске воззвал он, – ты обещал быть со мной, почему же теперь Ты оставил меня? Меня растерзали ради Тебя, ослепили, плоть моя изнемогает. Помяни меня, Господи, и приими дух мой, ибо отхожу я от жизни сей.

Феодор замолчал и бессильно уронил голову на грудь. Полагая, что он скончался, Ликиний удалился во дворец, а безжизненное тело велел оставить на кресте.

Наступили сумерки. В их таинственном свете Феодору явился Ангел Божий. Легко сняв мученика с креста, прикосновением своих крыл он исцелил его кровоточившие раны и сказал:

– Радуйся, добрый воин Христов! Укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он неразлучен с тобой. Не усомняйся! У Господа ждёт тебя венец бессмертия!

Утром император послал центурионов Антиоха и Патрикия, чтобы они сняли с креста тело Феодора, положили в оловянный гроб и утопили в море. Тело стратилата не должно достаться христианам.

Что же видят центурионы? Феодор, живой и невредимый, сидит у подножия креста и радостно славит Бога.

– Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господни, – пел мученик.

Патрикий, прежде внимательно слушавший поучения стратилата, уверовал в Господа, воскликнув:

– Велик Бог христианский, и нет Бога другого!

Антиох, изумлённый чудом, какое-то время стоял, не в силах вымолвить ни слова.

– Мученик Христов, – вдруг вскричал он, – от сего часа и я христианин!

Вместе с центурионами уверовали в Господа и подчинённые им семьдесят легионеров.

Узнав о случившемся, Ликиний спешно отрядил к кресту легата Секста с тремястами воинами, дабы истребили они всех верующих в Христа. Но и Секст с воинами поклонился Господу.

Начальник охраны заявил Ликинию, что ежели промедлить, вся Гераклея станет христианским городом.

Ликиний послал палача, чтобы тот казнил Феодора, но окружавший Феодора народ дружно набросился на палача, отнял у него орудия казни, а самого чуть не разорвал на клочки. Феодор усмирил толпу.

– Подобает, братья, мне идти к Господу моему Иисусу Христу, – сказал святой угодник, – не противьтесь императорскому служителю.

Помолившись, Феодор покорно пошёл за палачом на казнь. Со свечами христиане Гераклеи сопроводили тело великомученика до места погребения. Впоследствии оно было перенесено в родной город Феодора Евхаиту.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Страдание святого великомученика Феодора Стратилата

На главную страницу сайта - Семья и Вера