27 апреля. Сергей Витте

В этот день 27 апреля 1906 года подал прошение о своей отставке первый в истории России премьер-министр. Прошение Сергея Витте, председателя Совета Министров империи, было удовлетворено.

Карьера Сергея Юльевича Витте

Жизнь Сергея Витте всегда была полна неожиданных поворотов. После окончания университета он – кандидат математических наук – вдруг передумал продолжать научную карьеру. Согласно его собственным воспоминаниям, он вдруг понял, что не настолько талантлив, чтобы стать крупным ученым. Так он решил устроиться служащим. По нашему времени – менеджером.

Начав с должности специалиста по эксплуатации железных дорог, Витте уже через полгода стал начальником движения Октябрьской железной дороги. Тогда это была очень передовая отрасль, она бурно росла, в ней вращались большие деньги. К концу работы железнодорожным управляющим, Витте так высоко зарекомендовал себя, что имел годовую зарплату в 50 тысяч рублей. Для сравнения, жалование крупного генерала составляло 10-15 тысяч рублей.

Сергей Витте

Карьеру Витте могла разрушить Тилигульская катастрофа, в результате которой произошло крушение поезда с многочисленными жертвами. На Витте было заведено уголовное дело, но оперативное принятие решений им при переброске войск в ходе русско-турецкой войны, обратило на себя внимание великого князя Николая Николаевича. 4 месяца тюрьмы были заменены на 2 недели гауптвахты.

Крушение императорского поезда

Новый карьерный виток был также связан с крушением поезда. В 1888 году Витте запретил царскому поезду ездить по его линии с высокой скоростью. Витте вызвали «на ковер» министр путей сообщения Константин Посьет и сам Государь. Министр выразил неудовольствие запретом, на что Витте ответил:

«Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай другие делают, как хотят, а я государеву голову ломать не хочу!»

Александр III и Сергей Витте

Этот дерзкий ответ, да еще и в присутствии императора, вряд ли можно было забыть. И когда из-за чрезвычайной скорости месяцы спустя царский поезд сошел с рельсов – государь пригласил резкого железнодорожника в столицу. Император даже стал приплачивать тому из своего кошелька, потому что жалование министерского чиновника в несколько раз было меньше прежнего дохода Витте.

Реформы Сергея Витте

Уже как министр путей сообщения и министр финансов Витте провел несколько системных реформ. С 1895 года прошла денежная реформа Витте. Ее суть сводилась к обмену бумажных денег на золото, что обеспечило приток иностранных капиталов и инвесторов в Россию, укрепив рубль и золотой запас государства.

Витте волновала также и судьба крестьян. Министр добился облегчения переселения крестьян на свободные территории, добился запрета телесных наказаний, применяемых по приговору волостных судов, ратовал за свободный выход из крестьянской общины.

Сергей Юльевич Витте

В 1903 году Витте был назначен на должность председателя Комитета министров. Однако это назначение скорее носило номинальный характер, и, по сути, считалось отставкой. Взгляды Витте на политику и экономику казались слишком либеральными петербургскому чиновничеству и государю Николаю II.

Во время русско-японской войны

Обстановку усугубила и русско-японская война 1904-1905 годов, в которой Витте ратовал за мирное разрешение конфликта. И в конце 1905 года о Витте снова вспомнили, направив послом в США на переговоры с Японией. Витте заключил мирный договор, правда, для этого пришлось пожертвовать южной половиной Сахалина.

Витте Сергей Юльевич

Государь оценил дипломатическое достижение Витте графским титулом.

Витте во главе Совета министров и его отставка

Тогда же Сергей Юльевич пережил свой последний карьерный взлет. Его сделали первым премьер-министром империи. Но ненадолго…

В апреле 1906 года Витте был отправлен в отставку, которая произошла перед самым открытием думы первого созыва.

Скончался Сергей Витте в 1915 году.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера