О расслаблении и унынии

С Воскресным днем, дорогие братия и сестры!
Христос Воскресе!

Неделя 4-я по Пасхе называется неделей о расслабленном.  На Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о человеке, который лежал в течение тридцати восьми лет при спасительной купели в надежде получить исцеление.
Вспомним эти евангельские события в пересказе митрополита Платона (Левшина).

Митрополит Платон (Левшин)

Токмо на Бога надейся

Чему здесь больше удивляться надобно, жестокости ли мучения, или терпению мучимого. В таком состоянии находился бедный расслабленный. Лежит несчастный сей при спасительной купели в течение тридцати и восьми лет. Лежит же, все свои уды имея недугом расслабления связанные, всего действия лишенные: живой мертвец, которому собственное тело сделалось гробом; и ежели что его оживляло, то была одна надежда, которую он на знакомых, на приятелей и на сродников полагал, что от них со своего прилепившегося к нему одра снят будет и брошен в воду, ангелом чудесно возмущаемую.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Жди, бедный расслабленный! не без того, чтоб у тебя не было прежде приятелей, так сию малую услугу в таком печальном состоянии окажут ли? в самое короткое время твои расслабленные члены поднять и бросить в воду за труд себе почтут ли? Но лживы сынове человечестии! (Пс.61,10). Прошел год, прошел другой, прошел третий, прошло тридесять и восемь лет: но никто не мог сыскаться, который бы ему хотя не по приятельству, так по человечеству сие благодеяние оказал. И для того расслабленный наш из расслабления телесного впал уже, чрез отнятие надежды, в расслабление душевное: начал воздыхать, стенать, вопить н жалобными сими словами наполнять воздух весь: человека не имам, человека не имам (Ин. 5.7). Да и правда, что уже ему нечего осталось ожидать от человек; ежели бы Богочеловек Господь Иисус. Который пришел спасти погибшего, и болезни наши на себе понес (Мф. 8, 17) не умилосердился над ним. Так здесь-то ясно оказалась суетность надежды, полагаемой на человека, и твердость надежды, полагаемой на Бога: здесь-то открылось, сколь далеко между собою расстоят сии два пункта: надеяться на человека – и надеяться на Бога. Правильно кажется сказать теперь, что надежда, полагаемая на человека, обманчива, или, по крайней мере, сомнительна, разве токмо на единого Бога. Ты же, Душе Святый, отверзи моя уста; и когда слова мои будут ударять слушателей ушеса, тогда Ты ударяй своим действием их сердца!

Исцеление расслабленного

О периодах духовного бесплодия

Иногда наше телесное расслабление достигает такой степени и душа охладевает настолько, что даже неохота ходить в церковь. Именно в этот самый момент Господь дает нам возможность почувствовать, что мы собой представляем, когда благодать Божия отпадает от нас.

Эти состояния святые отцы называют «периодами сухости», или «периодами мнимого бесплодия духовного». Почему мнимого? Потому что в этот самый момент Господь нас предоставляет самим себе. Он нам дает возможность почувствовать, что представляет собой наша падшая человеческая природа, каковы мы реально.

Когда мы обычно обращаемся к Богу? Когда завтра операция, послезавтра невестке рожать, когда умер отец или выгнали с работы. Вот здесь молитва наша становится горячей, пламенной! А пока все спокойно и хорошо, начинается некое ожирение сердечное, и человек считает: все у меня нормально, я сам, своими силами молюсь и хожу в храм, это моя собственная заслуга. И вот лишь только человек приходит в такое состояние – тут же Господь отнимает божественную благодать.

Мужчина в храме

Не надо бояться этих состояний. Эти состояния обучительные. Господь с вами проводит, дорогие мои, педагогический процесс. Он показывает вам вас самих и как бы говорит: «Не зарывайся! Не зарывайся, думая о себе очень высоко. Ведь все, что ты совершаешь, ты совершаешь силою Моей. И если Я не подам тебе эту животворящую благодать Святого Духа, ты и молитву не сможешь сотворить, и в церковь не придешь. Помни: все, что ты совершаешь, ты совершаешь силою Моею».

Очень важно, чтобы мы осознавали, кто Бог, а кто мы. Очень важно, чтобы мы понимали, какова наша падшая человеческая природа и что без Него мы не можем сотворить в этой жизни ничего.

О расслаблении и унынии

Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. Проповедь

На главную страницу сайта - Семья и Вера