В этот день 25 мая 1836 года родился Николай Павлович Петров. Русский учёный-механик и инженер, инженер-генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки. Активно участвовал в строительстве Транссибирской магистрали.
Генерал Николай Павлович Петров
Николай Павлович – генерал удивительный. С юности пошел в военное дело, но за долгую жизнь на фронте не бывал. Хотя на его годы пришлись большие войны – Крымская, последняя Русско-турецкая, война с Японией, Первая Мировая. Совсем непосредственно, наверное, лишь однажды он поучаствовал в военной кампании. В 1878 году в боях с Турцией нужно было помочь армии переправиться через широкую реку Дунай. И Петров остроумно перекинул на другой конец Европы по железной дороге малогабаритные пароходы с Невы. Как бы то ни было, но этот «кабинетный» генерал для армии сделал больше, чем многие из боевых генералов. Но по порядку.
Происхождение и ранние годы Николая Петрова
Николай Павлович – наследник старой дворянской семьи, корнями из Новгородских земель. Отец, человек обеспеченный, отправил его в столицу. Родитель предполагал, что отпрыск последует семейной традиции и поступит в Институт путей сообщения. Но тот экзамены провалил. Хотя позже он и станет почетным членом этого же института. А пока пришлось набираться знаний в Константиновском кадетском корпусе, артиллерийском.
Позже Петров распределился в лейб-гвардии Финляндский полк. Одновременно с этим продолжил курс в Николаевском инженерном училище. Здесь стало окончательно ясно, что его интерес не на поле боя, а на полях науки. Петров посещал и лекции в гражданских вузах. Скажем, в Технологическом институте. Там он нашел себе именитого наставника – математика Михаила Остроградского. Благодаря ему двадцатилетний Петров связал жизнь с наукой.
Карьера и научная деятельность
Параллельно с багажом знаний росли и военные звания. В 1859 году молодой ученый-прапорщик стал подпоручиком, через год поручиком, при этом все время проводя в классах. Вместо строевой службы Петров принял участие в реконструкции Охтинского порохового завода. Получил чин капитана (снова без выстрелов и маневров) и место штатного преподавателя в Николаевской академии. Всего в 33 года Артиллерийское ведомство назначило его начальником при строительстве нового завода на острове Декабристов (тогда он назывался Голодай). Параллельно с тем Петров трудился над первой научной работой «Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга». Научный дебют, удостоенный премии Инженерного журнала.
Только в 35 лет, когда Петров уже был и полковником, и профессором, ученый определился с главной сферой интересов – железной дороги. Он начал читать новый курс студентам – по теории и устройству паровых машин. Это была только заря новой эпохи, железа и пара. Именно Петрову пришлось лечить многие «детские болезни» железных дорог. Он значительно усовершенствовал систему торможения составов. А главный его труд вышел в 1883 году, он назывался «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости». За него Петров получил одну из высших научных премий – Ломоносовскую.
«Увеличение расхода на топливо на 5%, на 10% может легко явиться вследствие неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей».
Да, еще совсем недавно, чтобы понизить трение в машинах, даже в гигантских паровозах, использовали древесный деготь или животный жир. Петров стал одним из тех, кто помог оставить эту практику в прошлом. Он подтолкнул промышленность использовать продукты нефтепереработки, минеральные масла. С конца 1880-х годов Петрова начали уже привлекать и к управленческой работе. Пиком этой карьеры стали семь лет товарищем (то есть заместителем) министра путей сообщения.
Николай Павлович прожил 84 года, больше 50 из них отработал на благо страны в таких масштабах, что его имя должно было бы стать известнее, чем оно есть сейчас. Не воевавший генерал, который сделал для России не меньше многих овеянных порохом командиров.