8 июня. Автомобиль в России

В этот день 8 июня 1909 года из цеха Русско-Балтийского завода вышел первый серийный автомобиль марки С24-30.

Автомобиль Русско-Балтийского вагонного завода

В июне 1909 года в одном из российских журналов появилась заметка:

«На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка… Коляска эта построена Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге для опыта и является первым в России детищем русского автомобильного производства…»

На самом деле, конечно, первым отечественным авто знаменитый «Руссо-Балт» не был. Возможно, он не был даже первой нашей серийной машиной.

Автомобили Петра Фрезе

В 1896 году на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде появилась вот эта двухместная «малышка».

Автомобиль Фрезе и Яковлева

Больше это авто – двух изобретателей Фрезе и Яковлева – напоминало конную пролетку. По конструкции же была похожа на первенцев Бенца. Хотя каких-то подробностей об этом аппарате мы не знаем.

Кроме того, Фрезе, как настоящий пионер автомобилестроения в нашей стране, выпустил и первый российский грузовик, и автобус, и даже благодаря стараниям инженера Ипполита Романова – троллейбус, еще в 1902 году. Но, конечно, на городскую службу ему было попасть мало реально. Слишком далека была конкуренция у троллейбуса со стороны конок и трамваев.

Первый троллейбус 1902 год

В 1904 году Фрезе продал одной из пожарных частей Петербурга и первое специализированное авто. Причем уже в день поставки его пожарная машина отправилась на дело и даже прибыла к месту происшествия на 12 минут быстрее конного экипажа, чем сразу доказала свою перспективность.

Пожарный автомобиль Фрезе

Автозавод Ивана Пузырева

Намерение еще одного пионера-автопромышленника, Ивана Пузырева, было просто грандиозно. Состояло же оно в том, чтобы «поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием».

Примерно с 1911 года он открывает свой автозавод. Причем делает все руками 80-ти исключительно российских рабочих и инженеров, из исключительно отечественных деталей. Такая патриотическая бизнес-схема, когда почти все делается своими руками, конечно, сильно сказалась на цене продукции. Авто Пузырева стоили 8000 рублей, когда похожие конкурентов – около 5000 тысяч. В течение нескольких лет промышленнику удалось лишь произвести около 40 машин, да выбить еще военный заказ на 2 штуки. Дело, которое начиналось с большой помпой, увы, погибало. А когда в январе 1914 года в цехах случился пожар, который к тому же убил полтора десятка почти готовых шасси, делу пришел конец. Не прошло и года, как сердце Пузырева не выдержало, и он скончался.

Отечественные автомобили Пузырева

Рижский Русско-Балтийский завод

Однако к тому времени уже набрал обороты другой автозавод – Рижский Русско-Балтийский, о котором шла речь вначале. Это была грандиозная компания, которая делала железнодорожные вагоны, самолеты, легковые машины. Причем первые же модели «Руссо-Балта» начали производить сериями. Машины не отличались конкурентной ценой, однако славились своей надежностью и крепостью. Еще бы, во всех рекламных проспектах значилось: «Специально сконструированный для русских дорог». Тиражировался случай, когда «Руссо-Балт» влетел в избу, та развалилась, а машина осталась почти что без вмятин. Уже в 1911 году в ралли «Петербург-Монако» победила именно эта машина. Произведено «Руссо-Балтов» совсем немного, около 600 штук. Однако они пользовались известной популярностью в армии и в высших кругах. Авто со значком в виде герба империи возили царскую фамилию, бывшего премьер-министра Витте, видных банкиров и промышленников. Все закончилось в 1917 году. Завод перевели в Москву и он в духе времени стал заниматься лишь бронемашинами.

Ралли «Петербург-Монако»

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера